«Самые страшные потери для бизнеса — репутационные. Из-за них приходят перебои и с деньгами, и с клиентами, и с партнерами. Но выжить можно, в бизнесе никогда не бывает все гладко». МНЕНИЕ
Бизнес сам по себе предполагает определенные риски и потери. Каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с пятью потерями, которые для Forbes Contributor перечислил Александр Хуруджи — правозащитник, общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей. Он поясняет, как пережить потерю денег или репутации и сохранить возможность работать и строить свое дело дальше.
В любом случае рекомендую: столкнувшись с любой из пяти ситуаций, работайте дальше — вы найдете новые возможности, и ваш бизнес будет развиваться.
Потеря денег
Потеря денег — это «привычный риск» для любого бизнеса. По финансовому благополучию может ударить что угодно: неудачная сделка, изменение курса валют, форс-мажор на предприятии. Повлиять на ситуацию может даже законодательство.
Каждый бизнесмен должен помнить, что он может потерять все в любую минуту. Но потеря денег — это не конец: с вами остаются опыт и знания. А значит, упущенное всегда можно наверстать. Главное — сохранить для этого энергию и уверенность в себе.
Конечно, стоит попытаться обезопасить себя от вероятных рисков. Не стоит вкладывать больше 30% средств в один проект, лучше держать деньги минимум в двух-трех валютах (на случай резких скачков курса) и стараться диверсифицировать активы и расходы. Если что-то пойдет не так, вы лишитесь только части денег.
Потеря партнеров
Взаимовыгодные деловые отношения двигают бизнес вперед, но ни одни отношения не бывают вечными. У партнера могут поменяться приоритеты и интересы, из-за чего у организации обычно возникают проблемы, которые могут быть очень серьезными. Чтобы подобная ситуация сильно по вам не ударила, всегда помните, что партнер в любой момент может разорвать отношения или начать играть против вас.
Даже если вы вместе с самого начала, вместе создавали и развивали бизнес, нет никакой гарантии, что завтра у вас не разойдутся интересы. Так что всегда выстраивайте бизнес-процессы так, чтобы потеря партнера не убила компанию.
Потеря клиентов
Ваш бизнес может идеально производить какой-то продукт, но, если его некому покупать, вы оказываетесь в сложной ситуации. Клиенты уходят по самым разным причинам, и далеко не все из этих причин зависят от вас.
Стоит изначально помнить, что в долгосрочной перспективы потери клиентов неизбежны. Например, Amazon.com подсчитал, что теряет $1,2 млрд оборота только за счет одной лишней секунды загрузки страниц его интернет-магазина. Вы тоже можете узнать, что, например, пока вы тратите время и деньги на привлечение нового клиента с помощью уникального торгового предложения, ваш клерк теряет клиентов, просто вовремя не подняв трубку.
Не работает персонал — увольте, наберите новый и продумайте, какая мотивация новых сотрудников сможет поднять сервис на должный уровень. Старайтесь всегда получить от уходящего клиента обратную связь: что именно его не устраивает и почему клиент отказывается от сотрудничества? Если же выясняется, что изменить ситуацию вы не можете, просто работайте дальше и не переживайте из-за того, на что не можете повлиять.
Потеря репутации
Деньги можно заработать или занять, клиентов и партнеров найти. Репутационные же потери пережить очень сложно. Испорченная репутация влечет за собой все остальные проблемы, она же мешает с ними справиться. Клиенты и партнеры не пойдут работать с компанией, которая заслужила себе дурную славу.
Тем не менее потери репутации практически неизбежны. В бизнесе никогда не бывает так, что все идет гладко. Сорвали сроки по контракту, отгрузили партию бракованных товаров, просто не смогли выполнить заказ — все эти проблемы бьют по репутации. К счастью, большинство из них не смертельно: за сорванные сроки можно предложить скидку, брак можно отозвать, заказ передать другому подрядчику. Правильные действия по разрешению ситуации помогут свести потери репутации к минимуму, и бизнес продолжит жить.
Потеря личной жизни
Эта потеря бьет не по вашему делу, a лично по вам. Решив начать свое дело, помните, что как минимум в первые годы личной жизни у вас практически не будет. Вам придется работать по 8-10-12 часов в сутки, причем в «свободное» время вы все равно будете отвечать на звонки и думать о работе.
Это цена успеха, так как ваше внимание будет требоваться повсюду, a до момента, когда вы сможете делегировать многое помощникам, пройдут годы.
У меня в какой-то момент времени оставалось около 20 минут свободного времени в сутки — я их тратил на то, чтобы пообщаться с любимой дочкой. И так работают все успешные бизнесмены. Марисса Майер, руководитель Yahoo и бывший топ-менеджер Google, во времена становления Google работала по 130 часов в неделю (18,5 часа в сутки). Джек Дорси — Twitter и Square — тратит на работу 16 часов в сутки. Билл Гейтс с 1978 по 1984 год взял всего 15 выходных.