Алексей Подоляко исполнительный директор СУПР «Альянс» Главные цели бизнес-объединений — улучшать взаимодействие и взаимопонимание между властью и бизнесом, укреплять и развивать сотрудничество д
Алексей Подоляко
исполнительный директор СУПР «Альянс»
Главные цели бизнес-объединений — улучшать взаимодействие и взаимопонимание между властью и бизнесом, укреплять и развивать сотрудничество для принятия лучших законов.
С одной стороны, в приватных разговорах многие предприниматели сокрушаются и сетуют на несовершенство законов, двусмысленность подзаконных актов и норм, на зависимость от чиновничьей власти и неспособность изменить эту ситуацию в одиночку.
С другой — далеко не у всех представителей бизнеса есть желание и готовность совместными усилиями поменять положение.
По официальным данным, бизнесмены, входящие в различные ассоциации и объединения, составляют не более 10-12% от общего числа представителей бизнес-сообщества.
Почему эта цифра невелика? Почему остальные 90% предпочитают либо переждать, либо действовать самостоятельно?
Ответы мы знаем благодаря социологическому исследованию НП «Альянс» и многочисленным встречам с предпринимателями разных видов деятельности и масштаба.
Они говорят:
— не видим необходимости;
— не верим, что, объединившись, можно сделать нечто полезное;
— устраивает нынешняя ситуация — менять ничего не надо;
— общественные объединения что-то делают, и ладно, нам тоже от этого перепадет;
— власти виднее — значит, иначе нельзя.
На самом деле предпринимательский класс в вопросе взаимодействия с властью разделился на три группы:
1) группа «лояльных» — устанавливает отношения с властью через соблюдение всех формальных и неформальных правил;
2) группа «конфликтующих» — пробует выстраивать взаимоотношения через критику действий власти и изменение правил, ею установленных (в первую очередь речь идет о пресловутых «правилах выделения землеотводов», сроках и процедурах перевода жилого в нежилое, участии в муниципальных заказах и т. д.);
3) группа «выжидающих».
Понятно, что в первой группе у бизнеса, как говорится, все в «шоколаде», во второй — наоборот, а что в третьей группе?
А там всего понемногу: кто-то завидует лояльным, кто-то их хулит, кто-то ругает конфликтующих, кто-то их поддерживает, но почти никто из выжидающих не проявляет открыто свою позицию.
Возникает вопрос: может, дело не столько во власти и ее качестве, сколько в самих представителях бизнеса?
На уровне здравого смысла: если люди недовольны положением дел в обществе и хотят изменений к лучшему, проще и эффективнее объединить свои усилия.
Но когда говорят «нас далеко не все устраивает, но мы пойдем другим путем» или «бла-бла-бла… ничего не надо предпринимать», то здравого смысла здесь мало.
В обществе вообще и в бизнес-среде в частности много твердят о том, что «во власти всех уровней сегодня поселилась коррупция», «очень мало истинно государевых людей, знающих дело и радеющих за него», людей, которые «взяток не берут, им за державу обидно», и т. д. и т. п. Что сделали представители бизнеса, чтобы конструктивно изменить эту ситуацию к лучшему? И только ли сама власть — причина коррупции? Ведь взяток ждут в первую очередь там, где их дают.
Казалось бы, самые активные бизнесмены проявили себя — они вошли в законодательные и представительные органы власти, но это оказался лишь первый и начальный этап диалога! Некоторые объединились в партнерства и ассоциации. А вот дальше началась методичная, скрупулезная, рутинная, совместная с властью работа по законам, процедурам, механизмам, для которой потребовалось мнение и другой, большей части бизнеса. Чтобы продолжились следующие этапы «диалога бизнеса и власти, выработки совместных взаимовыгодных решений». Правда, представители активной части бизнеса не ожидали, что остальные будут такими молчаливыми.
Кто-то из известных правоведов недавно сказал: «Власть и бизнес в обществе, как весы Фемиды: если они в равновесии, то и в обществе равновесие, если какая-то из чаш начинает перевешивать — возникает тревога». Сегодня «чаша власти» в явном перевесе — и из-за активности властных структур, и из-за пассивности бизнеса.
Значительная часть предпринимателей оказалась менее способной и к самоорганизации — к стратегическому целеполаганию, и к объединению для достижения поставленных целей. На чаше весов Фемиды — вклад очень маленькой группы бизнесменов. И пока не видно признаков изменения ситуации.
Здесь хочется вспомнить М.М. Жванецкого: «Когда результат большинству не нужен, трудно процесс делать захватывающим».
МНЕНИЕ ЗА:
Денис Шмыков
генеральный директор компании «Молочный Кит»:
— По мнению социолога Юрия Левады, современный россиянин пассивен, терпелив и лукав. Каждый знает свои проблемы, но лишь малая часть людей, в том числе представителей бизнеса, готова их решать.
Сужу по своим знакомым — среди них бытует мнение, «что с государством бодаться бесполезно, плетью обуха не перешибить». На самом деле это глубочайшее заблуждение. У чиновников нередко просто нет обратной связи об эффективности тех или иных законов. И если бизнесмены сумеют наладить конструктивный диалог с властью, чтобы получить возможность аргументированно, с цифрами и фактами доказать свою правоту, будет лучше всем — и государству, и бизнесу.
Понятно, что работа в этом направлении должна вестись методично — изо дня в день. Такой подход требует немало времени и серьезных усилий. Но многие бизнесмены живут настоящим, не заглядывая далеко в будущее.
Русский человек дистанцируется от государства и не любит чиновников. Тут как на дороге: если опасаешься каждого взмаха жезла сотрудника ГИБДД, значит, у тебя есть на это причины. Водителю, который соблюдает правила, бояться нечего — он может требовать от дорожного инспектора помощи.
МНЕНИЕ ПРОТИВ:
Валерий Лоскутов
президент Урало-Сибирской фармацевтической ассоциации:
— Мне кажется, это взгляд пессимиста. Ведь разговор идет о предпринимателях, а они как раз самые активные люди, которые пытаются что-либо изменить в нашей жизни. И не совсем понятно, по каким принципам автор поделил всех бизнесменов на три группы.
Нельзя мгновенно, одним махом, изменить менталитет людей, ведь он формировался годами. Чтобы переделать его, потребуется много времени и терпения. И новшества нужно вводить пошагово. Это касается любой отрасли.
Взять, к примеру, фармацевтический рынок. Он очень специфичен, поскольку напрямую связан со здоровьем и жизнью людей. Нам чаще других приходится сталкиваться с контролирующими органами и органами власти. Предпринимателю трудно выстраивать эти отношения в одиночку, он вынужден терять массу времени в коридорах власти. Но вот возник орган, который сегодня объединил фармацевтов и представляет их общие интересы, — Урало-Сибирская фармацевтическая ассоциация. У нас активная жизненная позиция, мы ищем компромиссные решения с органами власти, формируем доверие к фармацевтам и защищаем их бизнес. И у нас многое уже получается. Главное — верить в то, что ты делаешь.