«Те, кто критикует, не могут считаться настоящими патриотами». Екатеринбургских школьников решили проверить на патриотизм и оценить их отношение к семье и миру. Родители возмущены.
Школьникам Екатеринбурга раздали анкеты, где им нужно оценить свое отношение к 91 утверждению. Как рассказали в соцсетях родители, отказаться от тестирования нельзя, его цель — оценить потенциал личностного роста ребенка. Возмутили екатеринбуржцев вопросы, среди которых, к примеру, такие:
— Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
— Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
— Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
— Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
Как удалось выяснить DK.RU, этот тест взят из книги «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова», изданной в 2003 году. В пояснении к тесту говорится, что он предлагается учащимся 9-11 классов, указывать свое имя необязательно. Высказывания нужно оценить в баллах (от «+4» до «–4») с точки зрения своего согласия или несогласия с ними. Опросник разбит на несколько категорий и оценивает отношение детей к семье, Земле, миру, труду, культуре и отечеству. Судя по сообщениям СМИ, периодически эта методика вызывает негодование родителей в разных городах страны.
Так, зимой общественность была возмущена, когда психолог одной из школ Краснодарского края раздал этот тест ученикам 10-х классов.
Также, как стало известно DK.RU, такое тестирование проводится на мероприятиях, которые организует Росмолодежь. Правда, там возраст участников старше — от 18 до 30 лет. Как рассказал DK.RU участник молодежного форума «Территория смыслов», в 2016 году собравшимся предлагались для оценки точно такие же утверждения. Однако эти анкеты остались у самих участников и никак не оценивались:
Нам предлагалось подумать над смыслом этих утверждений. А затем снова вернуться к ним после окончания смены — чтобы самим оценить, изменилось ли наше отношение к вопросам после опыта командной работы.
Колумнист DK.RU, психолог Ирина Тебенева считает, что сейчас недовольство родителей, прежде всего, связано со страхом за ответы и боязнью, что это будет использовано против их детей.
Я против обязательности проведения такого теста в школе. Я как психолог была бы не против такого тестирования, если бы у меня был такой запрос. А если я как родитель не хочу личностного роста своему ребенку? Если же я хочу, я пойду и сделаю это отдельно — безопасно и конфиденциально. Школа не сможет обеспечить эту безопасность. Вопросы достаточно провокационные. Действительно, заставляют думать, размышлять и решать. Я могу предположить, что так учат противостоять и доказывать свою точку зрения, но мне здесь не нравится возраст опрашиваемых — рано их провоцировать, — говорит Ирина Тебенева.
По ее мнению, вопрос про патриотов — «обычная манипуляция».
Ребенка вынуждают либо не высовываться (как и сделают многие), либо идти против всех, что в школе опасно. Получается, что сильная личность, например, моя дочь может ответить честно и пойти против всех, потому что за ней стоит мама либеральная и она имеет профессию в другой стране, ей наплевать на оценки и на то, что про нее думают. Что может дать этот опрос ей? Ничего. Возьмем другого ребенка, который как раз не сформирован — его это может сильно фрустрировать. В целом, я против опросов. У психотерапевтов есть выражение «у тебя, как у тебя» — индивидуальный подход. Мы не знаем, какие травмы, переживания и отклонения есть у детей, и как это может на них повлиять. Когда я сижу и говорю один на один с клиентом, я вижу реакцию и могу остановиться. Зная курс нашего государства, я бы посоветовала не заполнять такие данные, — полагает Ирина Тебенева.
На момент подготовки публикации комментарий от управления образования Екатеринбурга о целях такого тестирования среди школьников получить не удалось.