Меню

Выпускник бизнес-школы? Нет уж, увольте!

Дебютная колонка Ежа Ежова стала причиной нешуточных споров и ссор. Одни читатели в пух и прах ее критиковали, другие – возмущались инкогнито автора, а третьи – соглашались с выводами.

Прочитать колонку можно здесь. Между тем колумнист собирался с мыслями, чтобы разложить по полочкам претензии управленца-практика к выпускникам бизнес-школ:

            Проблема поиска эффективных руководителей всегда стояла перед компаниями. В 90-х годах неподготовленность тогдашних директоров к новым условиям работы стала причиной множества трагедий. Но к началу нового века все более-менее устоялось, тем более, что стала подходить уже и новая, многообещающая смена – профессиональные управленцы, выпускники разнообразных факультетов менеджмента и бизнес-школ. Те, что легко обращаются с терминами - "бизнес-процессы", " матричное управление", "стратегический маркетинг". Некоторые знают что-то даже про загадочные " потоки создания стоимости", но это уже высший пилотаж.

Казалось бы – вот и решение всех проблем. Молодые, подготовленные, мотивированные специалисты, которые вот-вот обеспечат отечественным предприятиям качественный скачок, повысят эффективность производства и вообще сделают нам красиво, а себе – очень хорошо.

Но почему-то этот сладостный момент не наступает. И чем дальше, тем больше крепнет уверенность в том, что он никогда и не наступит. Молодые эффективные менеджеры по большей части не двигаются дальше презентаций, активно мигрируя из компании в компанию в поисках лучшего заработка и очередной строчки в резюме, скрывая претензии своих бывших руководителей формулировками вроде "принял решение продолжить работу на новом месте с более широким полем для развития", " сделал все, что было возможно в рамках действующей структуры" и тому подобными.

Почему же они никак не принесут компаниям счастья? Некоторый опыт работы с подобными персонажами наводит на мысли о том, что причины носят системный характер. Слишком уж редки отклонения от общей модели. В общих чертах она выглядит так:

Молодой человек хочет успеха, представляя его преимущественно на основании образов масс-медиа, рисующих образ бизнесмена наподобие Ричарда Гира в фильме "Красотка". Хочется так же, ну прямо очень. Что для этого нужно? Ну конечно, стать руководителем! Ведь именно руководители ближе всего к вожделенному идеалу. Стоит ли получать техническое образование, сидеть за физикой и математикой, чертить редукторы? Нет, это дело тех, кем молодой человек собирается руководить. И научат его этому, разумеется, на кафедре менеджмента. Или в бизнес-школе, куда примут всего-то через два года работы.

Мотивированный таким образом, наш будущий руководитель приходит в бизнес-школу, где ему говорят множество красивых слов, разбирают с ним разнообразные "кейсы", дают почитать книжки и поиграть в интересные групповые игры, убеждающие в том, что именно это и есть наука управления, которую он теперь постиг. Якобы эти сакральные тайны, облеченные в термины-заклинания, упоминавшиеся выше, дают ему возможность решать практические задачи управления предприятиями и коллективами. Если у человека есть некоторый опыт управления, остается вероятность что внедряемые концепции будут восприняты критически, осмыслены, и, по крайней мере, не навредят. Что игры будут восприниматься именно как игры, а кейсы - как примеры того что когда-то было, а в реальности может быть совершенно иначе.

Но у большинства практики управления нет. Двухлетний опыт работы, требуемый бизнес-школами, обычно означает уровень старшего клерка, который и близко не знает о том, что такое принятие решений в условиях неопределенности.

Сегодня учат руководить люди, которые сами по большому счету в бизнесе и управлении не слишком состоялись. Настоящим управленцам пока заниматься этим некогда, а разнообразным преподавателям – недосуг, они ведь и так обладают этим тайным знанием! Проверять его на практике они не считают необходимым. Да опытные руководители и не пускают их особо к практической деятельности.

Программы, по которым происходит обучение очередных акул большого бизнеса, тоже весьма любопытны. Современный руководитель, особенно в промышленности, должен быть глубоко погружен в отраслевую специфику, в свою предметную область и в сферы, смежные с ней. Обладает ли такими знаниями выпускник кафедры менеджмента? Или хотя бы базой для получения таких знаний? Разумеется, нет. Его не этому учили на кейсах непонятного происхождения и "деловых играх".

В результате мы получаем странный гибрид. Главный и единственный бизнес-проект большинства прошедших эту обработку, - это они сами. Им, по большому счету, нет дела ни до компании, на которую они в данный момент работают, ни до людей, на которых влияют принимаемые ими или с их участием решения. Стремление к внешним атрибутам руководителя сочетается с полным неприятием любой ответственности за результаты своих действий или бездействия. Вложенные в их головы термины и концепции, которые им кажутся знанием о руководстве, недоступным для других, делают из них закрытое и изолированное сообщество, вне которого почему-то остаются реальные процессы и коллективы. Выпускники бизнес-школ - это такой орден посвященных. Он окружен темной и неграмотной массой, которая ничего не знает ни про важность «миссии», ни про пользу «бенчмаркинга» и других слов. Более того, некоторые идиоты из техуправления даже не умеют пользоваться программой Power Point, что у продвинутого менеджера вызывает презрительный смех.

Главным в деятельности руководителей новой волны становятся бесконечные реорганизации структуры и обучения, тренинги и совещания. А реальным вкладом в корпоративную культуру – интриги, поскольку имеющийся багаж знаний и опыт в работе с коллективом ничего другого не оставляют.

Некоторым удается протащить какой-нибудь "проект", записать его себе в резюме и перепрыгнуть в другую компанию, справедливо рассчитывая на то, что собственник не будет выносить сор из избы, если возникнет соображение «А в презентации все было совсем не так». Впрочем, большинство новоиспеченных "руководителей" так и остается примерно там же, где и были, вырастая лишь от старших до самых старших клерков.

До кризиса, когда еще была возможность выдавать общий рост за результаты собственных реорганизаций, проблема так называемого бизнес-образования стояла не столь остро. Но кризис идет, он кончится очень не скоро. И в это время требования к качеству и эффективности управления возрастают. Кризис не оставляет на предприятиях, которые хотят выжить и развиваться, места для подобных лохотронов.

Но бизнес-школы не сдаются. В ответ на вызовы трудного времени у них есть Обновленная Программа Профессионального Сертификата по Менеджменту, «своевременный и точный ответ рыночному спросу на суперсовременного менеджера». Спешите, как говорится, видеть. А я, пожалуй, суперсовременных поостерегусь.

Еж Ежов

Колонка написана специально для «Делового квартала»

Познакомиться с автором ближе можно на Facebook