Меню

Выпустили, потому что могли. Тест-драйв Lada Vesta Cross

Иллюстрация: Дмитрий Елизаров

Хотя, казалось бы, седан повышенной проходимости — это ли не идеальный автомобиль для российской глубинки? Тем не менее, не все так однозначно.

У АвтоВАЗа к мундиалю собственное отношение. Официальными партнерами ЧМ-2018 в нашей стране выступила не аутентичная марка Lada, а корейские близнецы-братья Kia и Hyundai. Однако в Тольятти не могли оставить событие такого значения в стороне, и под традиционным для нынешнего лета лозунгом «Болеем за Россию» устроили большой автопробег по городам и весям — преимущественно связанным с мундиалем. Основным транспортом пробега стал еще один подарок АвтоВАЗа россиянам — «внедорожный седан» Lada Vesta Cross, официальные продажи которого стартовали 7 июня.

Официальный дорожный просвет Lada Vesta Cross составляет 203 мм. Все тормоза — дисковые

Семейство Cross, насчитывающее сейчас пять моделей (вазовцы неофициально включают в это число и Lada 4x4 Urban), уже снискало определенную популярность. Хотя конкретную статистику производитель предпочитает не разглашать, доля кросс-моделей в общем объеме продаж, по всей видимости, была признана достаточной для того, чтобы семейство взяло курс на расширение. Между тем, выбор очередного кандидата на гордый пластиковый обвес и оранжевые вставки несколько озадачил. К жанру «внедорожного седана» мировую автомобильную общественность отдельные экспериментаторы приучить так и не смогли, но в Тольятти пришли к выводу, что сочетание излюбленного россиянами кузова и легкого внедорожного флера гарантируют успех эксперимента. Седан повышенной проходимости — это ли не идеальный автомобиль для российской глубинки? Тем не менее, не все так однозначно.

С 1,8-литровым мотором седан ускоряется до 100 км/ч за вполне приличные 10,5 с. А вот с двигателем объемом 1,6 л медленнее на полторы секунды. Впрочем, самая тихоходная «Веста Кросс» — с роботом АМТ: у такого седана на это упражнение уйдет 12,7 с

 

С технической точки зрения четырехдверная Lada Vesta Cross идентична представленному ранее одноименному универсалу. Она получила те же 25 дополнительных мм к дорожному просвету (итого — чуть более 200), аналогичные 17-дюймовые колеса, те же настройки подвески, в которой применены отличные от задействованных на стандартных «Вестах» пружины и амортизаторы, и тот же самый, вплоть до малейших нюансов, защитный пластиковый обвес кузова (80% кузовных панелей у седана и универсала — общие, так что дорабатывать обвес не пришлось).

А вот поведением кросс-седан отличается своеобразным, причем главными зачинщиками этого своеобразия служат как раз те нюансы конструкции, которые и отличают Vesta Cross от просто «Весты». Если, скажем, двигаться на Vesta Cross по добротной федеральной трассе, коих у нас в стране появилось за последнее время в достатке, то все хорошо: на прямой кросс-седан вполне устойчив и даже способен на более-менее внятные ускорения. Но Россия хоть и принимает Чемпионат мира по футболу, все же остается страной не магистралей М7 и М4, а паутины дорог регионального, областного и районного значения. И вот тут Vesta Cross пропускает удар.

По разбитой дороге Lada Vesta Cross движется уверенно, но чем медленнее — тем комфортнее. Системы полного привода нет даже в перспективе

Правда, не в прямом смысле: пробить подвеску седана так и не удалось (хотя один из участников пробега таки умудрился размолотить элегантную шину Pirelli о стык старого и нового асфальтов). Lada Vesta Cross оказалась удивительно чувствительна к дорожным трещинам, стыкам и выбоинам, причем если крупные выбоины она переваривает стоически, то мелкие нюансы прилежно транслирует в салон. Хотя, по правилам этой игры, должно быть совсем по-другому — от автомобиля с вседорожным имиджем подсознательно ждешь куда большего ездового комфорта. Сложно сказать, какой именно игрок вносит свою лепту — шикарные 17-дюймовые диски или пружины и амортизаторы, но этот тайм вседорожная «Веста», пожалуй, проиграла. Будь у нее диски поменьше, а резина профилем повыше, возможно, исход был бы другим.

При этом, что интересно, у Vesta Cross неплохо обстоят дела с геометрией: размеренное движение по совсем уж убитому проселку позволит сохранить в целости оба роскошных бампера, которые, хоть и призваны оберегать кузов, стоят отнюдь не дешево. Правда, при езде «внатяг» на первый план выходит еще одна проблема: почти полное отсутствие тяги на низких оборотах. 122-сильный 1,8-литровый мотор хоть и прошел комплекс мероприятий по усовершенствованию, полностью от недостатков не избавился. Механическая коробка, которой с АвтоВАЗом поделились соратники из Renault-Nissan, тоже не располагает к вдумчивому внедорожному вождению в силу «коротких» передач, зато неплоха при езде по асфальту.

Внедорожный имидж броскую внешность Lada Vesta, пожалуй, не испортил. Но за яркие цвета кузова придется доплатить от 12 000 до 18 000 руб.

Если, конечно, не принимать во внимание ее назойливое пение где-то на границе слышимости — эдакий французский легионер в родной сборной, вынужденный поступать так, как здесь принято. Вообще, Vesta Cross оказалась довольно шумным автомобилем. Здесь и плеск ветра в зеркалах, и распевки ансамбля «мотор-коробка», и зудящий под ногами переднего пассажира пол... В нашем автомобиле даже педаль сцепления порой подщелкивала не в такт в конце свободного хода (специалисты потом сказали, что это проблема конкретного автомобиля и пообещали устранить). Попробовали заглушить эти «голоса в голове» при помощи бортовой мультимедийной системы и откровенно не вняли восторгам коллег, которые осыпали комплиментами звучание бортовой акустики. Мультимедийный «комбайн» Lada Vesta — это отдельное развлечение: можно потратить немало времени в пробках, пытаясь разобраться в логике его интерфейса. Хотя сам факт наличия в отечественном автомобиле навигационной системы, протокола bluetooth и теоретической возможности подружить «мультимедию» и собственный смартфон до сих пор должен вдохновлять.

Цвет вставок на сиденьях можно выбирать: либо серый, либо оранжевый

Еще одно спорное достоинство Lada Vesta Cross — это ее трехобъемная компоновка, столь нежно любимая россиянами. По сравнению с универсалом багажник седана не только значительно беднее оснащен (о роскошном органайзере Lada Vesta SW Cross и не вспоминайте), но и за счет своего форм-фактора осложняет погрузку крупногабаритной поклажи: она туда просто не протиснется. Номинально багажники седана и универсала равны, но равенство это умозрительное.

На фоне общей загадочности эксперимента АвтоВАЗа по постройке откровенно нишевой модели несколько блекнут ее достоинства, в числе которых, безусловно, эффектная внешность, неплохая в целом динамика вкупе с умеренным аппетитом (удавалось опуститься ниже 8 л / 100 км), достойный уровень сборки интерьера и, наконец, богатство комплектаций. Ах да, нельзя не отметить весьма конкурентоспособное количество свободного места на заднем диване, который к тому же снабжен и подогревом. При этом кросс-версия «Весты», как водится, отнюдь недешева: при прочих равных она дороже обычного седана более чем на 50 000 руб. Вообще же, цены на Vesta Cross стартуют с отметки в 763 900 руб. с учетом действующих нынче маркетинговых предложений: такую внушительную сумму попросят за седан с 1,6-литровым мотором мощностью 106 л.с. и механической коробкой в исполнении Luxe.

Все «Весты» — и седаны, и универсалы, и их кросс-версии — собираются в одном месте, на конвейере Ижевского автозавода

Самая же дорогая и упакованная «Веста Кросс» (с модернизированным роботом АМТ вместо традиционного автомата) и вовсе обойдется в весомые 859 900 рублей, а это уже сумма, позволяющая всерьез обдумывать приобретение, например, неплохо оснащенного Volkswagen Polo Sedan. За эти деньги можно начинать посматривать даже в сторону Renault Duster, который, правда, будет бедноват и моноприводен, но все же это полноценный кроссовер, а не нечто неизведанное под названием «седан повышенной проходимости». Появятся ли у Vesta Cross более доступные модификации? Официального ответа пока нет, но, судя по опыту предыдущих экспериментов с кросс-версиями, это маловероятно.

Таким образом, Lada Vesta Cross рискует на протяжении всего срока жизни оставаться нишевой моделью, ориентированной на фанатов трехобъемного кузова, которым в то же время в радость и эдакий легкий внедорожный антураж. Планами по продажам производитель предпочитает не делиться, но вполне вероятно, что на взрывную популярность новинки в Тольятти не рассчитывают: выпустили, потому что могли. На разработку и запуск в производство Vesta Cross АвтоВАЗ не потратил, по сути, практически ничего: пластиковый обвес и подвеска почти полностью переехали на седан с универсала SW Cross, а все прочее и так унифицировано в целом по семейству. Зато общие расходы на конструирование оказались «размазаны» еще по одной модели. И если Lada Vesta Cross, против ожиданий, понравится потребителю (как и прочие кросс-версии, к слову), то ставка окажется выигрышной, и производителю останется только снять сливки. Если же модель, что называется, «не зайдет», АвтоВАЗ все равно останется в выигрыше, пусть и чисто имиджевом.

Седан Lada Vesta Cross пока продается только в весьма богатых комплектациях. Появятся ли у него версии со средним уровнем оснащенности — неизвестно

Концепция кросс-седана в реализации АвтоВАЗа оказалась не лишена противоречий, а вот явных достоинств за ней пока не замечено. В подавляющем большинстве ситуаций «Весте Кросс» есть альтернатива — либо более доступный обычный седан, либо более функциональный (и красивый, что тоже немаловажно) универсал. Но не исключено, что психологию и мотивацию своего потребителя на АвтоВАЗе представляют лучше, чем кто-либо другой.

Текст: Дмитрий Елизаров, специально для рубрики Тест-драйв на DK.RU. Фото: Дмитрий Елизаров, АвтоВАЗ