Несколько лет ушло у «Красноярских машиностроительных компонентов» на то, чтобы наладить сбыт своей продукции на федеральном рынке. Продвижение было успешным, «КМК» удалось завязать отношения с фла
Несколько лет ушло у «Красноярских машиностроительных компонентов» на то, чтобы наладить сбыт своей продукции на федеральном рынке. Продвижение было успешным, «КМК» удалось завязать отношения с флагманскими производителями вагонов в России и даже выйти на международный уровень. Однако кризис поставил под угрозу благополучие завода, как и других региональных машиностроительных предприятий. Из-за удаленности от отраслевых центров они стали испытывать сложности со сбытом. Спасение местных машиностроительных компаний— в их объединении и создании общего крупного проекта. Так считает ВИТАЛИЙ ДЕНЬГАЕВ, генеральный директор «КМК». Подобным проектом, по его мнению, может стать завод по производству вагонов из алюминиевых сплавов, для создания которого в регионе есть все необходимые ресурсы.
«КМК» на рынке железнодорожного машиностроения с 2003 г. Профиль компании— разработка и поставка деталей интерьеров для пассажирских вагонов: вентиляционных каналов, потолков, дверей, систем освещения, спальных и багажных полок, элементов внутренней отделки и т.д. В число потребителей «КМК» входят все крупнейшие отечественные предприятия: РЖД, «Трансмашхолдинг», «Вагонмаш», Торжокский вагоностроительный завод, «Вагонреммаш», «Метровагонмаш», Тверской вагоностроительный завод. А ведь сперва у компании был только один основной клиент— Красноярский электровагоноремонтный завод (КрЭВРЗ), он забирал более 80% продукции «КМК».
Но спустя несколько лет число заказов от КрЭВРЗ резко пошло на спад. «Потребности и номенклатура завода по сравнению с тем периодом, когда мы начинали сотрудничать, существенно изменились. Он стал ориентироваться на локальный рынок. Нам же нужно было расти, находить применение своим разработкам. Так у нас назрела потребность выхода на внешние рынки»,— рассказывает г-н Деньгаев.
Найти новых заказчиков «КМК» помогли партнеры в других городах. «Дело в том, что вся машиностроительная отрасль держится на кооперации предприятий, а в железнодорожном машиностроении она особенно развита. Поэтому за несколько лет работы мы обросли большим количеством партнеров в разных регионах, через которых и начали находить новых потребителей»,— поясняет руководитель «КМК». Так, Виталий Деньгаев вспоминает, что компания «Электро-Петербург», с которой «КМК» совместно разрабатывала световые решения для вагонов, помогла красноярцам завязать сотрудничество с питерским метрополитеном— предложила оснастить вагоны потолочными комплексами производства «КМК». Однако г-н Деньгаев уточняет, что дело было не только в протекции партнера— красноярская компания разработала уникальное техническое решение, у которого на тот момент не оказалось конкурентов. Дело в том, что питерский метрополитен начинал модернизацию парка поездов, и одним из ключевых требований к интерьеру вагонов была пожаробезопасность. В частности, указывалось, что потолки должны быть изготовлены из негорючих материалов. Предложение «КМК» оказалось единственным, подходящим под эти требования, — потолки из стали. «Технологию изготовления металлических потолков мы освоили в период сотрудничества с КрЭВРЗ. В Северной столице наша разработка была воспринята как уникальная: потолочные комплексы из металла, кроме нас, им никто не предлагал. Так мы завязали сотрудничество с Петербургским метрополитеном и в общей сложности укомплектовали около 300 вагонов метро»,— вспоминает Виталий Деньгаев.
В течение нескольких лет продукцию «КМК» оценили многие вагоностроительные предприятия, сейчас она эксплуатируется не только в России, но и на Украине, в Беларуссии, Прибалтике. Г-н Деньгаев утверждает, что был период, когда «КМК» была едва ли не единственной компанией в стране, поставляющей потолочные комплексы для вагонов метро.
На международный рынок вывели партнеры
Благодаря все той же кооперации и инновационным техническим решениям «КМК» сумела выйти и на международный рынок. «Наши вагоностроительные предприятия еще с советских времен были поставщиками для стран Восточной Европы и до сих пор участвуют в тендерах на поставки вагонов. Один из таких тендеров на поставку семи поездов для Варшавского метрополитена выиграл питерский «Вагонмаш», с которым мы сотрудничаем»,— рассказывает Виталий Деньгаев. По его словам, поляки, так же как ранее питерцы, очень жесткие требования предъявляли в первую очередь к безопасности вагонов. Но на тот момент все предложенные интерьерные компоненты были изготовлены на основе пластика или в лучшем случае стеклопластика и не проходили по условиям пожаробезопасности. А «КМК» серийно производила детали интерьеров из металлических листов с полимерным покрытием. «На переговорах с польской стороной представители «Вагонмаша» предложили использовать наши компоненты, и в итоге мы выиграли тендер. В общей сложности мы изготовили интерьеры для 42 вагонов варшавского метро»,— говорит г-н Деньгаев.
Региональные компании рискуют остаться без заказов
Нужно создавать собственный рынок сбыта
По словам гендиректора «КМК», предприятие оказалось перед выбором: переносить бизнес в центр либо создавать альтернативный рынок у себя. «В первую очередь мы решили прочесать региональные рынки в поисках возможных потребителей. Естественно, обратили внимание на Новосибирск— там ситуация с транспортом гораздо лучше, чем у нас: работает метро, принята программа развития скоростного трамвая. Мы предложили свои услуги Новосибирскому метрополитену. В итоге сейчас с одним из питерских предприятий участвуем в изготовлении вагонов для новосибирского метро. Буквально на днях приступили к монтажу вагонных интерьеров. Надеемся продолжить сотрудничество и в будущем: в следующем году в Новосибирске стартует программа модернизации метро»,— рассказывает Виталий Деньгаев.
Однако на одном новосибирском метро далеко не уедешь. Сейчас г-н Деньгаев выступил с инициативой развития в Красноярске регионального кластера транспортного машиностроения. Его компания совместно с другими предприятиями, объединенными красноярским отделением Союза машиностроителей России, активно продвигает во властных структурах города и края идею создания производства скоростных трамваев, городских электричек и грузовых вагонов из алюминия. «Идею поддержали КраМЗ, «Красмаш», КрЭВРЗ, заводы «СИАЛ», «Сегал», «Алюком», а кроме того, «Технопарк-Наука» и Красноярский политехнический институт. Для разработки проекта мы привлекли немецкую инжиниринговую фирму Cideon, которая проектировала железнодорожные вагоны и участвовала в развитии транспортных систем Дрездена и Лейпцига»,— поясняет Виталий Деньгаев. По его словам, особую выгоду может принести производство грузовых вагонов из алюминия. «Сегодня только в России эксплуатируется более миллиона вагонов, причем степень их изношенности очень высока. Поэтому я уверен, что вагоны из алюминия будут востребованы. Мировой опыт говорит, что срок их службы в 1,5-2 раза выше, чем у стальных, при этом у них большая грузоподъемность по сравнению с обычными вагонами— до 25% прироста грузовой массы»,— утверждает г-н Деньгаев. Он приводит расчеты, согласно которым новое предприятие увеличит ВРП края на 52 млрд руб. и позволит создать 5,5 тыс. новых рабочих мест. «При этом производство вагонов даст толчок развитию технологий обработки алюминия, загрузит мощности КраМЗа до 130 тыс. т в год и в четыре раза увеличит добавленную стоимость 1 т алюминия»,— дополняет Виталий Деньгаев.
С созданием нового производства руководитель «КМК» связывает и решение нарастающей транспортной проблемы в городе: «Мы поддержали идею создания в Красноярске линий скоростного трамвая, вагоны для которого сами готовы производить в кооперации с мировыми компаниями. Развитие этого вида транспорта поддержала и администрация города. Уже есть даже схема маршрутов скоростного трамвая, которая определена в «Транспортной стратегии Красноярска».
Говоря о ситуации в местном машиностроении, гендиректор «КМК» отмечает, что спасение утопающих не только дело их самих— машиностроительные предприятия, как малые, так и крупные, сейчас нуждаются в поддержке государства. «В первую очередь нужны не компенсации по кредитам, а привлечение заказов для отрасли, формирование регионального заказа, помощь в создании новых производств и продвижении новой продукции»,— уверен г-н Деньгаев.
Что такое «КМК»
2003 г. |
основание компании |
1150 |
вагонов оснастила «КМК» за время своего существования |
42 |
комплексных интерьера поставило предприятие для вагонов Варшавского метрополитена |
300 |
наименований изделий внедрила «КМК» в отечественное и зарубежное вагоностроение |
Источник: «Красноярские машиностроительные компоненты».