Меню

ВЫСТАВОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ

Развитие выставочного бизнеса Екатеринбурга сдерживают две проблемы: дефицит выставочных площадей и активное копирование игроками тематик выставок друг у друга. Эксперты ожидают, что с открытием Ме

Развитие выставочного бизнеса Екатеринбурга сдерживают две проблемы: дефицит выставочных площадей и активное копирование игроками тематик выставок друг у друга. Эксперты ожидают, что с открытием Международного выставочного центра (МВЦ) и приходом зарубежных операторов ситуация на рынке кардинально изменится.

ЭКСПЕРТЫ

Наталья Бессонова - генеральный директор объединения «Универсальные выставки»

Екатерина Демченко - директор компании «Региональный центр выставочных технологий»

Наталья Кузнецова - директор выставочных проектов компании «ИнЭкспо»

Валерий Певцов - генеральный директор компании «СоюзПромЭкспо»

Анна Саламатова - координатор по выставочной деятельности администрации г. Екатеринбурга

Полина Хорошилова - генеральный директор КОСК «Россия»

************************************************************************************************************************************************

С чем связана низкая рентабельность выставочного бизнеса?

В чем причина совпадений тематики выставок разных операторов?

Как администрация города собирается регулировать отношения между операторами?

Как изменится рынок выставочного бизнеса после открытия Международного выставочного центра?

************************************************************************************************************************************************

Рентабельность выставочного бизнеса в Екатеринбурге пока крайне низкая. НАТАЛЬЯ БЕССОНОВА, генеральный директор объединения «Универсальные выставки», считает, что в среднем для мест­ных компаний этот показатель составляет 5-10%, связывая низкую рентабельность с нестабильностью доходов: «Бывают выставки как прибыльные, так и убыточные. А общая рентабельность получается низкой. Прибыльные выставки — с площадью застройки свыше 1500 кв. м». ЕКАТЕРИНА ДЕМЧЕНКО, директор компании «Региональный центр выставочных технологий», объясняет невысокую доходность выставочного бизнеса нетипичной для регионов России структурой игроков. На местном рынке нет одного бесспорного лидера, как, например, в Пермской или Тюменской областях, где доминируют такие операторы, как «Пермская ярмарка» и «Тюменская ярмарка». Местным операторам приходится делить и аудиторию, и экспонентов, в результате чего эффективность выставок снижается и рентабельность падает.

Операторы дублируют друг у друга раскрученные и проработанные тематики

Как отмечает администрация города, сегодня выставочной деятельностью в Екатеринбурге занимаются 18 компаний. Из них лидирующие позиции у четырех операторов: ЗАО «Уральские Выставки-2000», ООО «Уралэкспоцентр — Евро-Азиатский выставочный холдинг», ОАО «КОСК «Россия» и ЗАО «Объединение «Универсальные выставки». Они контролируют около 70% рынка по общему объему экс­понентов и по продаваемым площадям, считает Екатерина Демченко.

В денежном выражении емкость выставочного бизнеса оценить довольно сложно в связи с закрытостью информации. Однако ВАЛЕРИЙ ПЕВЦОВ, генеральный директор компании «СоюзПромЭкспо», предполагает, что сейчас объем достигает несколько сотен миллионов рублей. По данным ТОП-листа «ДК», совокупная выручка шести крупнейших операторов рынка за десять месяцев текущего года составила примерно 200 млн руб.

На эти относительно небольшие день­ги претендуют почти два десятка компаний. Одним из основных средств конкурентной борьбы игроки выставочного рынка выбрали дублирование тематик выставок. В результате того что некоторые операторы берут раскрученные и, самое главное, проработанные тематики да еще и приглашают тех же самых участников, снижается и престиж, и эффективность выставок, уверена Наталья Бессонова. Например, по данным администрации города, в следующем году «Уралэкспоцентр» запланировал выставку «АВТО-МОТО-ШОУ — 2006: Уральский автосалон. Автомастерская Урала». Тематику копируют «Уральские Выставки-2000» и до меро­приятия конкурента проводят экспозицию «Авто: автосервис, автомойка, автобизнес, автокредит, автозаправка».

Главная причина дублирования тем, полагает Полина Хорошилова, генеральный директор КОСК «Россия», — отсутствие достаточного количества площадей: «Если бы у нас были площади, скажем, 10 тыс. кв. м, мы бы выбранную тему полностью исчерпали, и тогда другим операторам с их 2 тыс. кв. м бесполезно было бы эту тему брать. А так получается, что из-за отсутствия больших площадей никто не может стать монополистом темы». ­НАТАЛЬЯ КУЗНЕЦОВА, директор выставочных проектов компании «ИнЭкспо», убеждена: клонирование обусловлено ограниченным количеством тем для экспозиций. Как отмечает г-жа Хорошилова, операторы, к сожалению, не всегда задумываются над тематикой выставочного мероприятия: берут те идеи, на которых зарабатывают их коллеги.

Темы выставок дублируются не только в Екатеринбурге, но и по России в целом. По мнению экспертов, это происходит, поскольку отсутствует единая нормативно-правовая база. И если бы государство активнее участвовало в координации выставочно-ярмарочной деятельности, это позволило бы упорядочить ситуацию на рынке и привело бы к повышению качества выставок, считает Екатерина Демченко: «В Германии, например, приняли специальное положение о недопущении дублирования тематик. Если два оператора намерены создать выставки по одной теме, они должны согласовать свои действия: либо провести выставки совместно, либо развести их так, чтобы друг другу не мешать. Результат — эффективный как для операторов, так и для экспонентов проект».

Как сообщила АННА САЛАМАТОВА, координатор по выставочной деятельности администрации г. Екатеринбурга, сейчас разрабатывается проект сертификации выставочного продукта для регулирования отношений между компаниями. Муниципалитет не может запретить проводить то или иное мероприятие, поскольку не вправе вмешиваться в частный бизнес. Поэтому, по словам г-жи Саламатовой, и вводится сертификация с целью защитить оператора от дублирования разработанной им концепции: «На следующий год запланированы мероприятия «УралЮвелир — весна» и «УралЮвелир — осень», организуемые «Универсальными выставками». В то же время другой оператор — Центр Международной Торговли Екатеринбург (ЦМТЕ) — проводит аналогичную ювелирную выставку в феврале. Благодаря сертификату одно из мероприятий заручится поддержкой администрации города и соответственно приобретет высокий статус. Вторая экспозиция в результате отойдет на второй план».

Сертифицировать выставочный продукт будет специальная комиссия. Она станет учитывать, кем разработана концепция выставки, что входит в программу мероприятия, будет рассматривать статистические данные, в частности, сколько посетителей и экспонентов было на выставке, сколько застроено площадей.

Наталья Кузнецова называет официальную поддержку администрации города серьезным конкурентным преимуществом: «Статус таких выставок будет выше остальных хотя бы потому, что на них придут VIP-персоны от правительства, которые потянут за собой деловую элиту. Это положительно скажется на имидже выставки и, как следствие, на имидже самого оператора». Валерий Певцов также оценивает идею сертификации выставок как шаг к упорядочиванию рынка. Но отмечает, что введение сертификации кардинально ничего не изменит, так как официальная поддержка не оказывает решающего влияния на работу операторов.

В Екатеринбурге, утверждают эксперты, ситуация с дублированием усугубляется еще и тем, что отсутствует выставочный центр, удовлетворяющий современным международным требованиям и стандартам. Появление такого центра привело бы к стабилизации рынка, считает Наталья Бессонова, так как вокруг него началось бы объединение экспонентов: «Место проведения существенно для участника выставки: он его помнит и знает. Побывав однажды на такой крупной выставке, участник в следующий раз поедет в конкретное место».

Городу срочно необходима площадка на 10-15 тыс. кв. м

В Екатеринбурге работают три специализированные выставочные площадки, но ни одна из них, по данным городской администрации, не отвечает международным стандартам: либо отсутствует парковка, либо слишком мала высота потолков и т. д. Это Центр Международной Торговли Екатеринбург, КОСК «Россия» и Государственный региональный выставочный центр «ИнЭкспо» с выставочными площадями 3500, 2000 и 1500 кв. м соответственно. Как считают в мэрии, опираясь на международную и общероссийскую практику, в Екатеринбурге должно быть от 40 до 260 тыс. кв. м выставочных площадей.

Анна Саламатова убеждена: городу срочно требуется площадка на 10-15 тыс. кв. м, поскольку без нее крупные выставки дробятся: мероприятие может проходить на трех площадках одновременно. Это не только доставляет неудобства экспонентам и посетителям, но и ведет к снижению качества выставок.

Прошлогодние надежды на увеличение выставочных мест за счет ввода в эксплуатацию помещений ЦМТЕ и Делового информационно-выставочного центра (ДИВЦ) (в совокупности выставочные площади в обоих составляют около 7 тыс. кв. м), по словам экспертов, не оправдались. Площадки оказались не готовы к проведению мероприятий хотя бы потому, что к ним нет нормальных подъездных путей, считает Анна Саламатова. В ЦМТЕ в холле стоят колонны, которые препятствуют застройке площадки, а в ДИВЦ помещение для проведения выставок слишком узкое. Как отмечает г-жа Саламатова, в Центре Международной Торговли Екатеринбург сегодня выставляется несколько операторов, в том числе и сам ЦМТЕ, а в ДИВЦ — только «СоюзПромЭкспо». Поэтому в Екатеринбурге по-прежнему сохраняется дефицит выставочных площадок.

В этом году городские чиновники надеются, что места для экспозиций увеличатся за счет строительства нового павильона «ИнЭкспо» с полезной площадью 6 тыс. кв. м.

Многие операторы связывают свои надежды на увеличение площади с Международным выставочным центром, под который в генеральном плане развития города зарезервировано место в районе ул. Ткачей — Машинная (см. «ДК» № 6 от 20 февраля 2006 г.). Центр строит холдинговая компания «Лидер». МВЦ, по данным официального сайта, будет состоять из крытых павильонов с выставочной площадью до 90 тыс. кв. м, информационно-аналитического центра, конгресс-центра, конференц-зала на 1500 посадочных мест, гостиничного комплекса, офисных помещений, ресторанов, кафе, культурно-развлекательного комплекса, автопаркинга. Завершить работы планируется в 2009 г.

С открытием МВЦ на местный рынок придут инорегиональные и зарубежные операторы

Эксперты уверены: с появлением Международного выставочного центра рынок кардинально изменится. Существует несколько версий. Некоторые операторы ожидают, что именно с МВЦ рынок начнет стабилизироваться. Полина Хорошилова: «Выставочная деятельность в своей массе будет сконцентрирована на площадях этого специализированного центра».

Как предполагают эксперты, в связи с открытием МВЦ в Екатеринбург придут операторы из других регионов. Московские компании полезны для местного рынка, так как всегда привозят с собой участников со всей России, считает Полина Хорошилова: «Приезжие операторы для экономики региона делают серьезное дело — они расширяют диапазон контактов местных игроков и дают им новые стимулы для развития». Однако Наталья Бессонова прогнозирует — приток инорегиональных операторов приведет к оттоку денег из бюджетов города и области: «Раз выставочник не местный, налоги в местный бюджет он платить не будет».

По оценкам Анны Саламатовой, с появлением МВЦ выставки неизбежно будут укрупняться: «Устраивать в нем одну выставку, скажем, на 15 тыс. кв. м будет нерентабельно, поскольку в таком случае около 70 тыс. кв. м будут пустовать. По­этому выставочным операторам придется объединяться для проведения больших мероприятий».

Валерий Певцов отмечает, что местные операторы постоянно ищут и внедряют новые технологии привлечения экспонентов и посетителей, увеличивая таким образом свои конкурентные преимущества. По его мнению, в конкурентной борьбе выиграют те фирмы, которые смогут разработать новые информационно-выставочные продукты, и те, кто расширяет спектр услуг, повышает их качество, развивает поствыставочный сервис. Иными словами, преимущество у тех операторов, которые работают с экспонентами постоянно, в том числе и после выставки, и оказывают им дополнительные услуги, не связанные непосредственно с экспозициями (например, подготовка презентаций или оказание полиграфических услуг). Как подчеркивает Екатерина Демченко, если три-четыре года назад основное внимание уделялось формированию выставочной площадки, а все остальное делалось на среднем уровне, то сейчас операторы стали серьезнее подходить к дополнительным программам в рамках выставки — таким, как круглые столы, семинары, конференции, сопутствующие шоу и конкурсы.

Некоторые эксперты не сомневаются: запуск МВЦ приведет не только к приходу инорегиональных, но и зарубежных игроков: интерес к Екатеринбургу уже проявили несколько крупных операторов (см. «Детали» на стр. 49). С открытием Международного выставочного центра в городе утвердятся два разряда выставок: въездные и местные, убеждена Наталья Кузнецова: «По моей версии, МВЦ будут использовать только иностранные компании, а наши игроки останутся на тех площадках, на которых они выставляются сегодня. Боюсь, наши операторы не смогут заполнять новые площади». По мнению Полины Хорошиловой, думать, что с открытием МВЦ в город кинутся иностранные игроки, — это иллюзия. Хотя зарубежным организаторам выставок иногда бывает выгодно где-то повторить те темы, которые они традиционно проводят у себя, пусть и в меньшем масштабе.

Как полагает Екатерина Демченко, точно сказать, кто из инорегиональных и зарубежных игроков придет, невозможно: все зависит от условий, затраченных на развитие выставочно-ярмарочной деятельности в городе. Но, например, уже сейчас свою заинтересованность проявляет оператор MVK. Компания RTE давно работает по отдельным проектам, а время от времени приезжают кочующие экспозиции, такие как «Передовые технологии автоматизации» или BYT ITALIA. Активно экспортирует свои проекты на зарубежные площадки, в том числе в Россию, немецкая выставочная компания Мesse Dusseldorf GmbH.