Выступление губернатора Александра Мишарина на заседани президиума Государственого Совета под председательством президента РФ Дмитрия Медведева 1 ноября 201 г. в Хабаровске.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич уважаемые члены президиума Государственного Совета!
Успешное развитие России, безусловно, зависит от многих факторов. Один из основных – это эффективная работа регионов. А именно, их инициативность, способность брать на себя ответственность и создавать на своей территории современные институты развития.
Все российские регионы – разные. По территории и климату, экономическому потенциалу и транспортной обеспеченности, по национальному составу, традициям и обычаям. И, тем не менее, перед всеми, без исключения, регионами России стоят сегодня общие задачи. Это модернизация экономики, привлечение инвестиций, запуск инновационных механизмов.
Совместное и скоординированное решение этих общих задач позволит России войти в число мировых лидеров по ключевым направлениям научно-технологического прогресса. А значит, приведет к реальному улучшению качества жизни людей.
На сегодняшний день стратегия реализации этих целей пока определена лишь на национальном уровне. И как Вы, Дмитрий Анатольевич, справедливо сказали – крайне важно увязать ее со стратегиями развития территорий. Крупнейшая в мире страна должна иметь четко выверенные и просчитанные приоритеты пространственного развития.
Определение приоритетов развития для каждого региона
В связи с этим, возникает несколько вопросов. Первый – в какой степени региональные приоритеты должны повторять федеральные? Любой мой коллега – губернатор подтвердит: лучших результатов добиваются муниципалитеты, где работают инициативные профессионалы, а не те, где пассивное руководство просто эксплуатирует экономические возможности города и градообразующих предприятий.
То же самое происходит и в масштабах страны. Есть немало примеров, когда лидирующие позиции в том или ином направлении занимают далеко не самые экономически развитые субъекты Федерации. Сегодня Томская область заслуженно считается лидером в сфере инновационного развития, а Калужская – в области привлечения иностранных инвестиций. Для развития модернизационных процессов на уровне России необходимо не только отслеживать, но и поощрять инициативу регионов, стимулируя конкуренцию за привлечение ресурсов.
Второе направление – это согласование стратегий разного уровня: федерального, окружного, регионального, муниципального. Причем согласовывать стратегии нужно не только между собой, но и увязывать их с интересами общества, людей, бизнеса.
Так, развитие инновационной промышленности приводит к повышению производительности труда. И, следовательно, к сокращению количества необходимых работников. А для монопрофильных городов и отдаленных территорий такие сокращения – это большая проблема.
Невысокое качество жизни в малых и средних городах ведет к оттоку жителей, прежде всего, молодежи, в мегаполисы. В то же время, основные производственные мощности расположены вовсе не в городах-миллионниках. И таких примеров немало.
Считаю, что решить эти вопросы поможет закон о государственном стратегическом планировании, где будет четко прописана взаимосвязь: федеральная стратегия – региональная стратегия – стратегия города – программы и проекты развития.
Роль регионов в реиндустриализации страны
Уважаемые коллеги!
Инновационное развитие – долгосрочный приоритет российской экономической стратегии. А чтобы воплощать инновации в жизнь, необходима качественно новая промышленная база. Кроме того, в Концепции долгосрочного развития страны заявлено о коренной модернизации перерабатывающего сектора. Это необходимо, чтобы вернуть в Россию существенную часть добавленной стоимости, создающейся в мире на базе российских сырьевых ресурсов. Для этого требуется, по сути, реиндустриализация страны. Эта грандиозная по масштабам задача особенно актуальна для Сибири, Поволжья и Урала, где, наряду с основными сырьевыми ресурсами и добывающим сектором, сосредоточены крупнейшие перерабатывающие предприятия.
Ни одна из быстро растущих мировых экономик не обошлась без реиндустриализации, без нового масштабного промышленного строительства. Эффективность подобных инструментов подтверждает и положительный опыт ряда российских регионов (Татарстан, Калужская, Московская, Ленинградская, Липецкая, Свердловская области), где уже подготовлены площадки для промышленных объектов – индустриальных парков и особых экономических зон.
Создание подобных площадок должно быть тесно увязано с общей стратегией развития региона. Так, в Свердловской области в этом году стартовал проект особой экономической зоны «Титановая долина». Для региона этот проект принципиально важен и как способ привлечения иностранных инвестиций, и как механизм развития нескольких крупнейших промышленных предприятий, и как способ повышения качества жизни уральцев, создание новой точки роста огромной территории, где проживает около миллиона человек.
Однако дальнейшее развитие таких проектов сдерживается двумя факторами. Во-первых, недостаточными возможностями региональных институтов развития.
Во-вторых, в России просто мало площадок, способных претендовать на получение существенных федеральных льгот и инвестиций. Количество особых экономических зон промышленного типа, к примеру, в Южной Корее, Китае, Турции на порядок выше, чем в России. Речь не идет о том, чтобы в каждом субъекте Федерации создать индустриальные парки или экономические зоны. Но на приоритетных для экономики страны территориях, прежде всего, на Дальнем Востоке, в регионах с высокой долей перерабатывающей промышленности – эту проблему необходимо решать.
Развитие промышленности в регионах должно быть тесно увязано с развитием индустриальных кластеров. Особенно тех, которые производят или способны производить высокотехнологичную, импортозамещающую продукцию. Отбор этих кластеров и их поддержка на конкурентной основе – важнейший элемент территориального развития страны.
Один из примеров кластерного подхода – создание новой отрасли железнодорожного машиностроения в Свердловской области и выпуск локомотивов нового поколения. Это совместный проект Группы «Синара» и Siemens. Производство российских локомотивов обеспечивает заказами сотни российских предприятий, стимулирует отраслевую науку, способствует развитию энергосберегающих, ресурсосберегающих технологий.
Но этот проект был бы невозможен без гарантированного долгосрочного заказа на продукцию со стороны государства в лице «Российских железных дорог». Формирование долгосрочного спроса со стороны государства и крупнейших компаний на инновационную продукцию во всем мире является одним из важнейших инструментов развития.
Однако простое, механическое наращивание ресурсов, предоставляемых Федерацией регионам, не даст должных результатов, если у самих регионов не появится собственная сеть институтов, заточенных на то, чтобы эффективно использовать эти ресурсы.
Сегодня многие субъекты Федерации уже создали или создают такие институты: корпорации или агентства развития, региональные инвестиционные фонды. Этот опыт нужно анализировать, изучать, а лучшие его образцы тиражировать на всю страну.
О развитии транспортной инфраструктуры
Ещё один сдерживающий фактор развития России – неразвитость транспортной инфраструктуры.
Обеспечение единства страны, упрочение экономических, политических, человеческих связей актуально для всех регионов России. Но особое значение это имеет для северных и восточных территорий. Тех, где центр страны называют «большой землей».
Субсидирование транспортных тарифов, введение особых режимов налогового стимулирования – разумные и необходимые меры. Но этого мало для решения проблемы. Нужно кардинально менять организацию железнодорожного сообщения (например, разделять пассажирские и грузовые колеи), модернизировать всю инфраструктуру железнодорожного транспорта. Нужен комплекс мер по развитию региональной и местной авиации, созданию крупных узловых аэропортов в регионах, строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Не менее важным является и высокоскоростной железнодорожный транспорт. Так, реализация проекта ВСМ-2 (строительство скоростной магистрали на восток от Москвы) создаст условия для заметного экономического роста сразу в нескольких регионах страны. Железнодорожная магистраль Екатеринбург – Казань – Нижний Новгород – Москва проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации, где проживает около 40 миллионов человек. По предварительным подсчетам экономический эффект от снижения времени в пути составит свыше 62 миллиардов рублей. Проект ВСМ-2 создаёт свыше 100 тысяч новых рабочих мест, повышает мобильность и, следовательно, качество жизни миллионов людей.
И, конечно, развитие современной транспортной инфраструктуры – это еще вопрос репутации нашей страны в связи с организацией Олимпиады в Сочи в 2014-м и Чемпионата Мира по футболу в 2018 годах, возможным проведением у нас Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020».
О развитии человеческого капитала
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
Нашей первоочередной целью было и остается достижение нового качества жизни людей, развитие человеческого капитала. И все экономические задачи подчинены этой цели. Но ведь качество жизни – это не только материальный достаток, но и безопасность людей, стабильность в обществе, высокий уровень социальных услуг, возможность самореализации, профессионального и личностного роста.
Конечно, чтобы обеспечить европейский уровень жизни на 1/8 части планеты, не хватит никакого прямого государственного финансирования. Здесь нужны другие инструменты и подходы. Один из них – развитие агломераций.
Показателен пример Екатеринбурга. В городе проживает около 1,4 миллиона человек плюс 600 тысяч человек – в радиусе 50 км. Все города-спутники – типичные моногорода, в которых сосредоточено около четверти промышленного потенциала Свердловской области – больше, чем в самом Екатеринбурге.
Сегодня до центра Екатеринбурга жители Химмаша или Уралмаша добираются дольше, чем жители Верхней Пышмы или Березовского. Люди работают и живут, по сути, в одном городе, но одни – екатеринбуржцы, а другие – иногородние, и значит их доступ к социальным благам, предоставляемым мегаполисом, существенно ограничен.
Агломерации нужны. Этот вопрос уже давно назрел, и стал не только экономическим, но и социальным. Но механизмы формирования агломераций, координация действий различных муниципалитетов, вопросы финансирования совместных проектов, регулирования доходной базы муниципалитетов не проработаны.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
Завершая, хочу подчеркнуть: крайне важно, чтобы регионы, реализуя выбранную страной стратегию развития, включались в процесс конкуренции, здоровое соперничество за ресурсы, направляемые государством на цели развития. Как Вы, Дмитрий Анатольевич, справедливо отметили, назрела необходимость перераспределения бюджетных средств с федерального уровня на уровень регионов. В рабочей группе эта тема вызвала наибольшие споры. Пропорция 60% федеральных средств на 40 % – региональных и муниципальных средств должна двигаться к пропорции 50% на 50%. Мы и дальше готовы работать в этом направлении. И успех станет возможным при здоровой конкуренции регионов за эти средства. Такая конкуренция порождает лидеров, дает возможность наиболее активным, амбициозным регионам взять на себя и дополнительные полномочия, и дополнительную ответственность за решение общих задач развития России.
Благодарю за внимание!