Меню

Взгляд с заводской проходной на особняк в Москве

Сразу после майских праздников я в очередной раз летел в командировку в Москву и по привычке пролистывал свежий номер бортового журнала «Уральские авиалинии». Интересные мне статьи закончились задо

Социальная ответственность бизнеса — в том, чтобы учитывать социальный фактор при принятии управленческих решений.

Сразу после майских праздников я в очередной раз летел в командировку в Москву и по привычке пролистывал свежий номер бортового журнала «Уральские авиалинии». Интересные мне статьи закончились задолго до Домодедова, и полетная скука заставила перечитать журнал теперь уже от корки до корки, включая даже рекламные материалы. И один абзац в ничем не примечательной публикации вызвал определенную цепь размышлений, которые по прошествии некоторого времени заставили меня взойти на «Трибуну» «ДК» — уж очень зацепило!

Вот этот абзац — фрагмент из интервью с руководителем городского банка: «Деньги выгодно вкладывать туда, где можно получить доход. В современных условиях нестабильности государственной политики в отношении бизнеса нужно искать новые приоритетные возможности заработать и вложить деньги. Недвижимость сегодня — это наиболее перспективно, доходно и стабильно. Иметь заселенный арендаторами особняк в Москве по цене, сравнимой со стоимостью активов крупного предприятия в одном из районов Свердловской области, — намного перспективней и доходней, чем заниматься производством на этом предприятии».

Статья рекламная — заплатил и говори что хочешь. Но сравнение «инвестиционных проектов» — особняк vs завод — потрясло до глубины души.

В последнее время много доводится слышать и читать (и в том числе в рубрике «Трибуна» «ДК») о социальной ответственности бизнеса — определенных неформализуемых морально-этических принципах, которыми должен руководствоваться владелец материальных ресурсов при управлении ими, направляя часть этих ресурсов на социальные проекты. Спор на отвлеченные темы — дело заведомо гиблое, и я проглядывал эти полемические статьи хотя и с интересом, но бегло. Интерес этот был больше праздным, если угодно — гражданским.

О социальной ответственности бизнеса говорилось по-разному — и что дело это нужное, и что это — лишь форма относительно честного отъема и увода денег... Каждый понимает социальную ответственность по-своему: один считает себя социально ответственным, когда тратит деньги на колокола и купола, другой помогает конкретным учреждениям (детским домам или спортивным школам, например), третий резонно рассуждает, что, выплачивая в полном объеме налоги, он уже выполняет свои обязательства перед обществом — как материальные, так и моральные. В итоге все сводится к вопросу о стоимости: что такое социальная ответственность — «только налоги» или «налоги плюс 10% на благотворительность»?

Однако приведенная выше цитата помогла посмотреть на вопрос еще с одной стороны. Не обязательно сводить социальную ответственность к отчислениям с капитала или оборота! Это не конкретная сумма денег в месяц на социальные проекты, а один из факторов, который надо учитывать при решении многофакторной задачи управления ресурсами. Каждый волен решить сам для себя, в какой степени, с каким весом принимать во внимание этот критерий; но игнорировать его нельзя!

Не хочешь выкидывать деньги на подачки, не хочешь разгребать поток писем с просьбами о реально необходимой или мошеннической помощи — отлично! Но вот четкий пример, как можно быть социально ответственным и при этом блюсти свой интерес. Есть два сравнимых способа заработать: один — более прибыльный в краткосрочной перспективе, а второй — более трудный, но не сравнимый с первым по социальным последствиям (достаточно вспомнить о жителях «одного из районов Свердловской области», работающих на градообразующем «крупном предприятии»). Прими во внимание этот фактор и выбери второй вариант... Конечно, недвижимость в Москве позволяет «срубить бабки». Это «перспективней» — так считает автор рекламной статьи, хотя такая перспектива ограничена кончиком его собственного носа.

Пусть жители районного города с закрытым градообразующим предприятием бросают за бесценок свои квартиры и едут в областной город на заработки. Но, кстати, и в производство в областном городе вкладываться менее выгодно, чем в столичную недвижимость. А когда и здесь иссякнет деловая активность, останется ли вообще целевая аудитория у этой рекламной статьи?

Безусловно, являясь специалистом лишь в достаточно узкой области IT, не имея специализированного бизнес-образования, я могу не понимать механику движения высших сфер. Но крик души, рожденный невинной цитатой из рекламы, у меня вылеживался несколько дней — и глуше не стал. Не как участнику деловой жизни города, а как гражданину где-то насквозь прогнившей, циничной и именно социально безответственной кажется мне приведенная цитата.