Меню

Взлететь с дозаправкой

AVS Group — не холдинг, подчеркивает Валерий Савельев. Холдинг — неделимый организм, а каждое подразделение в группе компаний — автономный бизнес. И каждый из них, каким бы значимым он ни казался,

Когда в экономике смятение, даже монстры рынка проявляют гибкость. Глава AVS Group Валерий Савельев проводит решения, прежде казавшиеся невозможными: впустить внешних инвесторов в сложившийся бизнес, или слиться с госсектором, или иметь волю отказаться от неактуальных активов.

AVS Group — не холдинг, подчеркивает Валерий Савельев. Холдинг — неделимый организм, а каждое подразделение в группе компаний — автономный бизнес. И каждый из них, каким бы значимым он ни казался, в любой момент можно продать — была бы цена.
Чтобы внутренне принять это принципиальное решение, потребовалось два года и три сессии стратегического планирования. На первой идея вызвала у топов группы массовый протест. Ко второй сессии половина управленцев свыклась с мыслью, а при третьем обсуждении ее сторонниками стало большинство. С тех пор в AVS Group закреплено: любые перемены возможны. Ломка стереотипов добавила группе гибкости. Теперь она развивается за счет нетривиальных решений.

Стратегия — привлекать «стратегов»
Две недели назад AVS Group запустила в разработку проект строительства парка развлечений в екатеринбургском микрорайоне Уралмаш. По замыслу авторов «Парк Победы» займет от 40 до 60 га. Он задуман по подобию крупнейших аналогов — испанского «Порт Авентура» или немецкого «Европарка»: аттракционы, тематические зоны с копиями достопримечательностей разных стран, заведения общепита с национальными кухнями. Неожиданное решение — строить развлекательную инфраструктуру, когда другие отказываются от долгосрочных инвестпроектов, — работает на имидж AVS Group.
На реализацию проекта отведено два года. При этом, рассказывает Валерий Савельев, сама группа не собирается вникать в управление «Парком Победы». Она намерена взять в долю стратегического партнера и нанять профессиональных управляющих, со своей стороны предложив землю, концепцию и деньги на строительство. «Мы понимаем, что хотим получить. Но я прекрасно сознаю: в группе нет специалистов, которые могут предусмотреть все возможные скелеты в шкафу, — поясняет г-н Савельев. — Поэтому мы ищем стратегического партнера, который грамотно все спроектирует, вместе с нами построит парк и будет им управлять». Переговоры идут со всеми опытными операторами, и, вероятнее всего, партнер будет иностранным: в России квалифицированных УК единицы.
Решение привлекать внешних партнеров в различные бизнесы стало поворотным в стратегии AVS Group. Когда наступает момент определять, справится ли топ-менеджмент группы с уже просчитанным или даже действующим проектом, в первую очередь взвешиваются компетенции. Другое важное обстоятельство — будет ли приход новых совладельцев благоприятен для смежных бизнесов. А прибыль в кризис может даже отойти на второй план, если от парт­нерства возрастет общая эффективность.
Этот принцип работает в переговорах по новой сделке AVS Group — вхождению стратегических партнеров в ее банковский бизнес. Валерий Савельев: «Мы обсуждаем с двумя региональными структурами возможность покупки акций Сберинвестбанка. Каждый потенциальный партнер хочет получить пакет в размере до 10%. Но хотя речь идет о покупке бумаг, дополнительных денег нам это не принесет. Наш интерес — перевод на обслуживание в банк партнерского бизнеса и дальнейшая синергия для финансового подразделения AVS Group — страховой компании, НПФ». Пока сделка не завершена, от подробностей г-н Савельев уклоняется.
Вместо этого он рассказывает, что привлекает партнеров и в авиационное подразделение. Группа владеет грузовой авиакомпанией «Авиакон Цитотранс», а основу ее парка составляют самолеты Ил-76, которые позволяют перевозить крупногабаритные и сверхтяжелые грузы и нетребовательны к наземной инфраструктуре аэродромов. Аналоги этого самолета либо дороги, либо в достаточных объемах не производятся. И в планах авиакомпании — эксплуатировать свои грузовики до 2030 г. Значит, нужна будет ремоторизация — замена двигателя на более экономичный и соответствующий требованиям по шумам и выбросам. Валерий Савельев готов стать стартовым заказчиком двигателя Д30-КП «Бурлак», который разрабатывают «Ростехнологии».
В том, что «Ростехнологии» его слышат, г-н Савельев не сомневается. Отношения с госкорпорацией сложились после ее нескольких попыток купить Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). При посредничестве главы AVS Group сделку удалось довести до финала (подробнее см. стр. 8). «Акционеры УЗГА, с которыми «Ростехнологии» боролись несколько лет, под конец не верили вообще никому. И в итоге сказали: доверяем только лично Савельеву. В свое время AVS Group покупала самолеты принадлежавшей заводу авиакомпании «Авиапрад», а на УЗГА запомнили, что мы рассчитались по всем обязательствам. Хотя по документам можно было вообще не платить», — объясняет Валерий Савельев.
Заодно с «Ростехнологиями»
AVS Group в принципе разворачивается к госсектору и из сделки с УЗГА собирается выжать максимум пользы. О получении государственных денег речи пока нет. Но «Ростехнологиям» предложено совместно продвигать Концепцию развития транспортно-логистического комплекса (ТЛК) России. По документу, разработанному AVS Group для свердловского правительства, Екатеринбург должен стать узловым пунктом в международном транспортном коридоре (МТК № 2) Берлин — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург — Владивосток. Партнерство с госхолдингом в перспективе может позволить AVS Group управлять грузопотоками в масштабах страны.
Однако в других регионах, по которым проходит транспортный коридор, принципы развития ТЛК не разработаны — такой концепции нет даже в Москве. «Поэтому на Урале мы прорабатываем механизмы частно-государственного партнерства. Но в остальных регионах, где проходит МТК № 2, все не так однозначно. Вполне логично, что главы этих территорий захотят отдать управление грузопотоками местным операторам. Поэтому нам без качественного лоббистского ресурса не обойтись», — объясняет Валерий Савельев.
В регионах масштабные системы быстро не создаются, особенно если на их разработку нужны деньги. «В итоге на все уйдет год-два. А нужна скорость, потому что свой МТК, аналог нашего, уже прокладывает Казахстан. Евросоюз в этом году выделил ему на реализацию проекта порядка 11 млрд евро. Но Казахстану нужно строить железную дорогу, а России — нет. Можно конкурировать», — оживленно рассказывает г-н Савельев.
«Ростехнологии» в состоянии и загрузить международный транспортный коридор: гос­корпорация создает логистическое подразделение. Сейчас ее предприятия (их порядка 500) объединяют грузопотоки. У AVS Group цель — вывести свои логистические компании на федеральный уровень; на инфраструктуру МТК № 2 в городах, кроме Екатеринбурга, она не претендует. «С «Ростехнологиями» мы в процессе переговоров. Гарантий, что оператором станет AVS Group, конечно, нет. Но с этим ничего не поделать. Только доказывать, что мы лучше всех подойдем на роль УК», — констатирует Валерий Савельев.
Реализация концепции МТК № 2 на ближайшие годы останется приоритетом для логистического подразделения AVS Group. Но поставить все на один глобальный проект г-н Савельев не готов. Он рассчитывает присоединить к своей группе самый желанный для российского коммерсанта бизнес — сырьевой: «Сегодня, когда решаешь, что купить, надо помнить: значение имеют природные ресурсы. Щебеночный карьер или какой-нибудь ГОК лучше сталеплавильного завода. У нас в смысле покупок на рассмотрении находится порядка десяти проектов. Но нужно пристально оценивать. Многое отсеиваем. Например, отложили решения о покупке на Урале нефтеперерабатывающего завода и нефте­хранилища: цена пока не устраивает».
Вместо этого, следуя принципу «неинтересных отраслей нет», AVS Group понемногу скупает заложенные активы несостоятельных заемщиков — от офисов до подъемных кранов. Сделки в пределах сумм 2-5 млн руб. идут постоянно. В этом направлении группа работает и с собственным банком, и со сторонними, которые не имеют возможности или желания продавать залоги по рыночным ценам. «Информационный обмен о таком имуществе еще только налаживается, но это нормально. В ближайшие два-три года тема залогов останется актуальной», — убежден Валерий Савельев.

AVS Group
Год основания: 1993.
Транспорт и логистика: авиакомпания «Авиакон Цитотранс» (международные грузовые авиарейсы на тяжелых самолетах), транспортно-экспедиционная компания «AVS Автотранс», таможенный брокер «С.В.Т.С. — Брокер-Урал», информационно-логистическая группа AVS Logistic (комп­лекс услуг в логистике международных грузовых перевозок).
Торговля: торговая сеть «Китай-город» (оптовая и розничная торговля промышленными товарами производства КНР), центр оптовой торговли «AVS Лэнд».
Недвижимость: «AVS Инвест» (управление коммерческой недвижимостью), агентство недвижимости «АВС Стройкомплекс».
Услуги: гостиничный комплекс «AVS Отель», спортивно-оздоровительный комплекс «AVS Кристалл».
Источник: AVS Group.