Меню

«Взяток не даем даже дорожной полиции», — правила Альбрехта Ренкера, «Сухоложскцемент»

Альбрехт Ренкер — производственник. Работает в Сухом Логу с 1994 г., когда немецкая компания Dуckerhoff решила купить 20% акций местного цементного завода. Правила экспата — на DK.RU.

Российские бизнесмены становятся прагматичными, как немцы — деловая практика нивелирует национальные различия, говорит Альбрехт Ренкер, директор департамента по логистике ОАО «Сухоложскцемент», — это значит, что старые поговорки о ментальных особенностях можно сдавать в утиль.

1. Иностранцу нужно выучить язык страны, где он хочет работать. На переводчиков можно рассчитывать не всегда: даже самые квалифицированные из них упускают до 20% информации. А если вы не представляете всей картины, ваше управленческое решение будет неправильным. Точно так же всем российским менеджерам, особенно, связанным со снабжением и сбытом, необходим английский. Сейчас это норма. Того, кто не знает языка, мы обучаем бесплатно при условии, что за шесть месяцев он добьется успехов.

2. Я не сторонник жесткого стиля управления. Объяснять подчиненному задачу надо спокойно и обстоятельно. Если я недоволен работой сотрудника, при коллегах замечаний не высказываю: обижать человека нехорошо. Мы все ошибаемся. Я готов признавать свои ошибки и всегда принимаю критику в свой адрес, если это помогает  улучшить работу и положительно влияет на общий результат.

3. Начальник не должен просиживать штаны в кабинете, иначе он попадет в зависимость от своих подчиненных и будет смотреть на мир их глазами. На всех предприятиях, которые мне доводилось возглавлять — и в Германии, и в России — я каждое утро обходил производственные участки, чтобы узнать, как идут дела. Даже сейчас, когда я возглавляю Департамент логистики, я каждое утро объезжаю завод.

4. Я ношу простую и удобную одежду. Моя ежедневная форма — кэжуал: рубашка и джинсы. Хотя по правилам, принятым в Dуckerhoff, мне положено весь день работать в костюме и в галстуке. Но я надеваю костюм только в исключительных случаях, когда нужно принять участие в совете директоров.

5. Руководителю промышленного предприятия необходимо профильное образование. Я в этом убежден, хотя есть много примеров, когда известные высшие должностные лица компании  добились известности не в своей профессиональной сфере. Уверен, что это — исключения из правил. На мой взгляд, эффективно управлять может только специалист, разбирающийся в производстве.

6. Я сторонник трудовых династий. На нашем предприятии мы стараемся возродить эту советскую традицию. Если дедушка с бабушкой и родители молодого человека работали на заводе, выпускающем цемент, почему бы и ему не заняться тем же, может быть, в другом качестве? С кадрами сейчас плохо, знания технарей не радуют, поэтому мы поддерживаем профильное училище в Сухом Логу и оплачиваем обучение будущих инженеров. Зарплата у нас – самая высокая в городе. И, кстати, ОАО «Сухоложскцемент» — лучший в России по всем показателям.

7. Если сотрудник не вписывается в наш коллектив, мы просим его уйти. При этом он может быть продвинутым специалистом, который знает английский язык и успешно привлекает заказчиков. Каждый работник должен поддерживать корпоративный дух компании и болеть душой за конечный результат.

8. В 1994 г., когда компания Dуckerhoff выкупила акции ОАО «Сухоложскцемент», мы решили, что платить за административный ресурс не станем. Хотя страховать риски тогда было некому — мы полагались только на знание рынка: в поисках подходящего предприятия я объехал 40 российских заводов, а потом выбирал из пяти лучших. Менеджерам компании разрешается пригласить чиновника в ресторан — неформальная обстановка способствует налаживанию связей. Но взяток не даем даже дорожной полиции. Был случай, когда я сопровождал немца с нашего терминала в Омске, и под Тюменью сотрудники ГАИ остановили наш автомобиль, отобрав у водителя права, хотя он ничего не нарушил. Хотели, чтобы мы им заплатили. Дело было в субботу, но я позвонил генеральному директору «Сухоложскцемент», он — местному начальнику ГАИ, а тот — своему коллеге в Екатеринбурге. Затем был звонок в Тюмень, и местным полицейским сказали: «Права верните, машину отпустите!»

9. Если нужно работать без выходных, я готов стать трудоголиком. Когда мы запускали пятую линию, вкалывать приходилось семь дней в неделю. Я спал по три-четыре часа, хоть это было непросто. Теперь занимаюсь логистикой — это чуть-чуть полегче. Бывает, и сейчас приезжаю на производство в выходные, но обычно моя рабочая неделя заканчивается в пятницу.

10. Готовить себе смену нужно заранее. Еще три-четыре года, и я уйду на пенсию, сейчас моя задача — вырастить преемника. В отличие от начальников, которые не берут в заместители сильных управленцев из опасений, что те могут подсидеть, я готов делиться опытом. Буду только рад, если после моего ухода дела пойдут лучше, чем сейчас.

«Правила экспата» — ежемесячная рубрика DK.RU о работе иностранных топ-менеджеров в Екатеринбурге и России. Не пропустите следующий выпуск!