Правительство одобрило инициативу, которая не согласована с участниками рынка. Идея предполагает, что покупатель сможет взыскать сумму за некачественный товар два раза, с магазина и агрегатора.
Принятый законопроект подразумевает, что агрегаторы, в первую очередь Яндекс.Маркет, полностью ответственны перед покупателем, если товар оказался некачественным или если интернет-магазин ввел его в заблуждение, пишет Roem.ru. В правительство была внесена не та версия законопроекта, которая была согласована с бизнесом и рабочей группой с Роспотребнадзором летом 2016 г., отмечает «Коммерсантъ».
Согласно предыдущей версии, агрегатор несет ответственность только за предоставление заведомо недостоверной информации, если были очевидны недобросовестные намерения продавца. Также ответственность агрегатора предлагалось ограничить на уровне суммы реального ущерба в пределах принятой предоплаты. В финальной версии законопроекта эти пункты исчезли. Проект по сути уравнивает ответственность продавца и агрегатора за достоверность информации о товаре.
Нововведения инициативы не учитывают роли агрегатора и возлагают на него чрезмерную ответственность. Фактически агрегатор приравнивается к продавцу, прокомментировали Roem.ru в Яндекс.Маркете.
«Также предусмотрен ряд положений, которые создают широкое поле для злоупотреблений потребителем своими правами, порождая серьезные и ничем не обоснованные финансовые риски для агрегаторов», — сказали в компании.
Поправки ставят агрегатора в очень невыгодное положение, согласен руководитель аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. В Ассоциации компаний интернет-торговли опасений не разделяют: никакой сверхответственности проект не предусматривает, считает президент АКИТ Алексей Федоров.
Впрочем, в важные для интернет-отрасли законопроекты уже вносили правки между первым и вторым чтениями в Госдуме. Поэтому сейчас представители отрасли считают эту вероятность высокой.