«Избавиться от неэффективного гипермаркета проще, когда он в аренде». Компания решила продать помещения гипермаркетов «Карусель». Собственная недвижимость уже не дает преимуществ, отмечают эксперты.
О том, что X5 Retail Group выставила на продажу собственные помещения гипермаркетов «Карусель», пишут «Коммерсантъ» и РБК со ссылкой на источники. По их данным, речь идет о продаже по схеме sale and leaseback, то есть компания сможет арендовать проданные площади и сохранить на них гипермаркеты. В самой X5 вероятную продажу активов не комментируют. Позднее представитель компании добавил DK.RU, что пока неизвестно, будут это все собственные площади или всего лишь часть.
Под управлением X5 Retail Group на конец июня 2017 г. было 90 гипермаркетов «Карусель» общей площадью 379,7 тыс. кв м. Этот формат растет гораздо медленнее, чем другие сети, принадлежащие компании. За первое полугодие выручка гипермаркетов выросла на 9% до 42,6 млрд руб., а выручка «Пятерочки» —на 31%, до 472,7 млрд руб. «Карусель» нуждается в новой концепции, говорил в конце прошлого года главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман, отмечая, что речь об уходе с рынка гипермаркетов не идет.
Сколько «Каруселей» расположено на принадлежащих X5 площадях, а сколько — на арендуемых, в компании не раскрывают. Примерно 60% площадей гипермаркетов находятся в собственности у ретейлера, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров: по его оценке, в случае продажи помещений X5 может выручить не менее 20 млрд руб. В секторе гипермаркетов собственная недвижимость перестала быть преимуществом для ритейлеров из-за усиления конкуренции, добавляет он:
Избавиться от неэффективного гипермаркета проще, когда он в аренде.
За последнее время это уже третий из крупнейших ритейлеров, который меняет формат работы с гипермаркетами. Так, сеть «Глобус» объявила, что будет развивать компактные гипермаркеты площадью до 5 тыс. кв м, то есть вдвое меньше обычного. Ритейлер «Лента», крупнейший владелец гипермаркетов в России, усиливает работу в направлении супермаркетов и планирует увеличить их долю в пять раз, до 20%. Ритейлер при этом выставил на продажу неиспользованные земельные участки в разных городах.