Счет на месяцы Возведение торговых (торгово-развлекательных) центров в городах-миллионниках девелоперы считают золотым дном. За последние два года о старте региональных проектов заявили сразу неско
Счет на месяцы
Возведение торговых (торгово-развлекательных) центров в городах-миллионниках девелоперы считают золотым дном. За последние два года о старте региональных проектов заявили сразу несколько фирм. Аналитики предсказывали острую конкурентную борьбу между московской Межбанковской инвестиционной группой (МИГ) и группой компаний «Время» из Самары. Одна движется с востока на запад, другая – с запада на восток. В некоторых точках, в том числе в Екатеринбурге, их интересы пересекаются.
К 2008 г. МИГ собиралась построить 45-50 торговых центров в регионах и еще столько же в Московской области. Финансирование проектов группа взяла на себя. В мае 2003 г. МИГ подписала договор о стратегическом сотрудничестве с корпорацией «Рамэнка» – владельцем сети «Рамстор». Первый торговый центр открылся в 2003 г. в Красноярске, второй – в Нижнем Новгороде. Годом позже МИГ планировал запустить третий – в Новосибирске, но деньги кончились. Недостроенный объект выставили на продажу. После этого МИГ переквалифицировалась из девелопера в управляющую компанию.
Группа «Время» изначально позиционировала себя как структуру, которая разрабатывает концепции торговых центров и реализует их на практике. Алексей Курлыков, управляющий региональным проектом в Екатеринбурге: Собственных площадей в строящихся торговых центрах у нас нет. «Время» выступает как генеральный подрядчик, который занимается организацией строительства под заказчика по схеме Build-to-Suit и эксплуатацией новых торговых центров. В качестве соинвесторов мы привлекаем розничных операторов.
По мнению руководства группы «Время», приток иностранных инвестиций в сектор торгово-развлекательных центров следует ожидать не раньше чем через 2-3 года, а низкая стоимость земли в регионах делает проект коммерчески привлекательным. О намерениях возводить торгово-развлекательные центры в крупных российских городах компания заявила в прошлом году, когда в Самаре открылся первый «Парк Хаус» площадью 20,5 тыс. кв. м. За 12 месяцев его посетило 3,5 млн покупателей. К 2006 г. таких центров должно быть около десяти.
«Парк Хаусы» сейчас возводятся в Тольятти и Екатеринбурге. Потом придет очередь Челябинска, Казани и Саратова – участки под объекты уже нашли. 14 декабря 2003 г. «Парк Хаус» площадью 54 тыс. кв. м появился в Волгограде. В тот день г-н Курлыков нанял 6-местный самолет, чтобы свозить местных чиновников на открытие.
В итоге под трехэтажный «Парк Хаус» площадью 55 тыс. кв. м город выделил место в Пионерском поселке. Рядом с центром предусмотрена открытая двухуровневая парковка, рассчитанная на 1780 мест. Если поделить торговую площадь будущего центра на количество автомобилей, получится 22,5 кв.м (при нормативе 20-30 кв. м торговой площади на одну машину).
Управляющий директор Совета российских торговых центров Олег Войцеховский полагает, что концепцию «Парк Хауса» можно реализовать в любом городе-миллионнике, включая Москву. Группа «Время» сделала ставку на детские развлечения. А по прогнозам экспертов, в ближайшее время в России будет востребован формат «полицентра» – торгового города площадью от 30 до 60 тыс. кв. м, где развлекательная и сервисная зоны занимают половину территории.
В Екатеринбурге парк аттракционов при новом ТЦ – с колесом обозрения, американскими горками, каруселями и игровыми автоматами – займет 16 из 19 га, отведенных под строительство. Выбирая место, г-н Курлыков рассматривал и другие варианты, в том числе площадку напротив кинотеатра «Заря», принадлежащую Уралмашзаводу, и участок в районе автовокзала, но там нет подходящего лесного массива. Будь в «Парк Хаусе» отель, его можно было бы считать упрощенным вариантом полицентра, но желающих финансировать строительство гостиницы не нашлось.
Сейчас организаторы проекта рассчитывают на 725 тыс. покупателей в радиусе 20-минутной доступности. После расширения улицы Учителей, строительства жилых домов на Вилонова и дорожных развязок Учителей – Маяковского и Маяковского – Космонавтов, численность населения Кировского района вблизи площадки увеличится. Кроме того, желающих будут привозить к торгово-развлекательному центру микроавтобусы. В Волгограде их три с половиной десятка, в Екатеринбурге будет около 50.
К успеху по травелатору
Строительство торгово-развлекательного центра обойдется инвесторам в $28-30 млн. Еще $10 млн потратят на парк аттракционов. Расчетный срок окупаемости проекта – 3-5 лет. Подрядчиком стало СМУ-3. По словам г-на Курлыкова, предложения о сотрудничестве поступали и от других строительных организаций, но в одном случае не устраивала цена, в другом – узкая специализация. Не исключено, что на отделочные работы пригласят москвичей.
Руководство группы «Время» позиционирует свой центр как первый в России торговый комплекс, соответствующий западным стандартам. Впрочем, универсальных западных стандартов нет. Известны три варианта концепций торговых центров – английская, французская и немецкая. Они отличаются по типу «якорей» и их размещению. Английская и французская концепции больше внимания уделяют дизайну и совместимости брендов. Однако, по мнению Олега Войцеховского, на российском рынке лучше работает немецкая концепция, краеугольным камнем которой остается простота и ориентация на быструю окупаемость. «Парк Хаус» относится как раз к такому варианту, но это не исключает применения прогрессивных технологических решений. Александра Славянская, генеральный директор «РАО Консалтинг»: Многие торговые центры на Западе оборудованы эскалаторами и травелаторами – чтобы покупатель мог видеть всю площадь центра и чтобы у него слюна потекла тонкой ниткой при взгляде на эти магазины, товары и услуги.
В Екатеринбурге первым магазином, оснащенным эскалатором, стал три года назад «Покровский пассаж». Травелаторов же, с помощью которых покупатели могут перемещаться по всему центру с тележками, до сих пор не было. По словам генерального директора Общества «Малышева-73» Павла Кузнецова, они собирались оборудовать травелаторами новый ТЦ на Малышева – Сакко и Ванцетти, но места оказалось недостаточно. В «Парк-Хаусе» травелаторы предусмотрены.
Якорные операторы, за некоторым исключением, останутся те же, что в Самаре и Волгограде: «Техносила» (бытовая техника), «Л`Этуаль» (парфюмерия и косметика), «Спортмастер» (спортивные товары). По прогнозам, 90% торговых площадей к открытию ТЦ сдадут в аренду. Среди арендаторов, подбором которых занимается специальная группа, преобладают московские компании. Их список еще не сверстан, известно лишь, что на долю местных торговцев останется не больше 5-10% площадей.
Половину первого этажа займут 32 торговые секции (бутики) общей площадью 4,1 тыс. кв. м, где будут представлены массовые бренды, а также банк, аптека, химчистка и кафе-экспресс. Вторую половину – 6, 173 тыс. кв. м – отдадут под продуктовый гипермаркет. В Самаре и Волгограде продовольственным оператором был торговый дом «Перекресток». В июле пресс-секретарь «Перекрестка» Евгений Шидяев подтверждал, что руководство компании рассматривает все варианты выхода на рынок Екатеринбурга – от строительства или аренды торговых площадей до покупки сети одного из местных ритейлеров. Предполагалось, что открытие гипермаркета в местном «Парк Хаусе» станет первым шагом. Однако теперь с вероятностью 90% можно сказать, что вместо «Перекрестка» придет его прямой конкурент – франчайзинговая сеть Spar. Это интересно уже потому, что в декабре 2003 г. «Перекресток» купил 75% акций компании Spar Middle Volga – оператора сети Spar в Нижнем Новгороде.
На втором этаже площадью 12,9 тыс. кв. м будут товары для дома, бытовая техника, спортивные товары, ресторан и 47 секций бутиков. На третьем площадью 15,8 тыс. кв. м – игровые залы для детей, мультиплекс из 9 залов, мебельная зона, фудкорт и административные помещения. Зону развлечений организует компания «Инвесткинопроект», планирующая с 2003 по 2007 гг. открыть около 30 многозальников, в том числе в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове. Но сначала будет Екатеринбург.
Обратная связь: starkov@apress.ru