Меню

«Хейнекен» боится роста ставок

Новое производство «Пат­ры» входит в число инвестпроектов, которые областные власти считают наиболее важными. На открытие цеха, запланированное на 23 сентября, приедут губернатор Свердловской обла

Пивзавод «Патра» (входит в ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен») запускает цех стоимостью около 100 млн евро и мощностью 2,5-3 млн гектолитров пива в год. Вице-президент «Объединенных пивоварен Хейнекен» Виктор Пятко опасается, что вложения не окупятся в срок, если акцизы на пиво вырастут.

Новое производство «Пат­ры» входит в число инвестпроектов, которые областные власти считают наиболее важными. На открытие цеха, запланированное на 23 сентября, приедут губернатор Свердловской области Эдуард Россель и чрезвычайный и полномочный посол Нидерландов в России Рон Келлер. Двусмысленность ситуации в том, что церемония будет проходить в разгар антиалкогольной кампании, начатой по инициативе президента РФ.
В начале августа Дмитрий Медведев поручил кабинету министров разработать технологические регламенты на алкогольную продукцию и пиво (которое в России приравнено к безалкогольным напиткам). Президент предлагает со следующего года запретить плас­тиковые бутылки большой емкости — разливать пиво в тару по 0,33 л. На упаковке должна появиться надпись о вреде алкоголя.
Одновременно депутаты Госдумы разработали законопроект, ограничивающий продажи пива в ларьках, киосках и палатках, а МВД предложило штрафовать родителей, чьи несовершеннолетние дети пьют пиво. Но главной угрозой производители пива считают трехкратное повышение акциза — с 3 до 9 руб. за литр.
За неделю до пуска нового производства на «Патре» в Екатеринбург приехал Виктор Пятко — заместитель председателя Совета Союза российских пивоваров и вице-президент ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», чтобы подготовить общественное мнение. В частности, он сообщил, что рост акцизов на пиво в последние годы опережал инфляцию, а увеличение ставки налога заставит предприятия повысить цену. В итоге население откажется от дорогого пива в пользу дешевой водки (в том числе суррогатной) и самогона.
— Нас огорчает, что серьезные решения принимают в кулуарах, — пояснил г-н Пятко. — Минфин разработал новые цифры и тихонечко предлагает другим министерствам дать свои заключения. Нетрудно представить, что будет дальше: документ пройдет три чтения в Госдуме, получит одобрение Совета Федерации, попадет на подпись к президенту и станет законом. Медлить не будут — депутатам нужно сформировать бюджет на осенней сессии.
У пивного лобби возможностей, наверное, не меньше, чем у водочного. Публичной процедуре, о которой вы упомянули, будут предшествовать переговоры в кабинетах. Пивоварам придется идти на уступки. На какие условия вы готовы согласиться?
— Вопрос риторический — согласия у нас не спрашивают. Да и мы себе условий не выторговываем. Мы приводим аргументы, а правительство принимает решение. Подковерных договоренностей не будет. И кстати, сравнивать пивное лобби с водочным не совсем корректно. По разным оценкам, от 40 до 60% продаваемой водки выпускают без уплаты акцизов. Эти деньги не улетают в космос — они питают криминальную среду. А никаких мер не принимается, хотя ситуация всем понятна.
Что может помешать Минфину увеличить акцизы?
— Здравый смысл. Но тут есть проблема. В приватной беседе чиновники и политики высокого ранга обычно соглашаются с нами, но на публике происходит метаморфоза. Появляются популистские лозунги: злые пивовары спаивают молодежь. Хотя мы против продажи пива несовершеннолетним.
Что будет, если акциз все-таки повысят?
— Резкие и необдуманные шаги правительство предпринимает уже не в первый раз, и были случаи, когда принятые решения приходилось менять. Я надеюсь, что в этот раз к нашим аргументам прислушаются. Пивная отрасль твердо стоит на ногах, экономически сильна, предприятия платят большое количество налогов, и не нужно эту дойную корову резать.

По мнению ритейлеров, производители пива сгущают краски. Даже при неблагоприятном сценарии, когда акцизы вырастут в три раза, продажи пива в денежном выражении сократятся не более чем на 15%, считают они. Александр Комиссаров, генеральный директор компании «Мегамарт»: «Любое увеличение стоимости продукта вне маркетинговых расчетов приводит к сокращению потребления. Но, судя по нашему опыту, повышение акцизов на алкоголь фатального влияния на отрасль не оказывает. Думаю, производителям пива и в этот раз удастся избежать катастрофических последствий, о которых они говорят, привлекая внимание публики. Чтобы не перекладывать весь груз на покупателя, частью прибыли им, возможно, придется поступиться. Небольшим предприятиям, которые хуже управляют затратами, будет непросто, но никто из крупных производителей с рынка не уйдет».
По общему мнению, повышение акцизов в период антиалкогольный кампании — наиболее простой способ сократить потребление пива, если административные запреты не работают. Кирилл Шлаен, генеральный директор «Омега Спиритс Групп»: «Последние 3-4 года международные пивные компании скупали российские пивзаводы за очень большие деньги (по 12-15 ЕBITDA) в ожидании, что бизнес будет расти, а тут государство решило повысить акцизы. Теперь пивовары вынуждены тратить значительные ресурсы на пиар-противодействие, укрепляя свой имидж. Но интеллигентное потребление слабоалкогольных напитков, к которому они призывают, не имеет ничего общего с торговлей пивом в ПЭТ-бутылках. С точки зрения государства это просто дешевое пьянство, с которым надо бороться».