С завистью сталкивается любой успешный предприниматель. Подчиненные, не вникающие во все тонкости ведения бизнеса, могут обронить фразы, которые очень сильно рассердят руководителя.
Одной из таких случайно произнесенных фраз часто становится «Я бы сделал лучше». Это высказывание признано психологами конфликтогеном. Моментальный ответ на подобную фразу найти сложно. На ум приходят банальные «Почему же тогда не сделал» или «Можешь - сделай». Получается, что любой ответ на брошенное из зависти высказывание провоцирует конфликт.
На самом деле прекрасный выход из этой ситуации придумал еще Колумб. Портал Splash.com опубликовал историю про известного мореплавателя, который не словом, а делом доказал, свое мастерство.
— Однажды Колумб, вернувшись из своего первого путешествия, зашел в таверну. Там, попивая пиво, он услышал, как за соседним столиком компания обсуждает его путешествие.
Больше всех возмущался один молодой купец. Он выкрикивал, что тоже мог поплыть на запад, и тоже мог открыть Индию, и его тоже нужно сделать адмиралом.
Колумб встал, подошел к этой компании и предложил на спор поставить на стол вертикально вареное яйцо. Мужчины долго пытались найти правильный баланс, но у них ничего, конечно, не получалось. Тогда Колумб стукнул яйцом по столу, смяв скорлупу на кончике, и яйцо спокойно встало вертикально.
— Подумаешь, — заявил тот самый купец, — я тоже так могу!
— Конечно, — ответил Колумб. — После меня.
Все могут лучше.
После того, как кто-то уже сделал это до них.
***
На самом деле на любую фразу-конфликтоген и на «Я бы сделал лучше» в том числе, надо реагировать умело. А иногда даже промолчать. Психолог и доктор философии Леон Ф. Зельцер рассказал о нескольких ситуациях, в которых следует, что называется, «прикусить язык».
Вариант № 1. Когда можете кого-то обидеть, но никак не повлияете на разрешение ситуации
Если вы понимаете, что это ваша личная оценка ситуации и она может обидеть собеседника, но при этом абсолютно не поможет решить проблему, лучше промолчите. Некоторые люди могут быть очень отзывчивыми и дружелюбными, но при этом ещё и очень импульсивны и обидчивы (а это очень частое сочетание). Как правило, в таком состоянии они не принимают чужую точку зрения.
Что делать, если они своими действиями вас раздражают? Постараться внутренне разобрать этот конфликт для себя лично, сделать выводы и попытаться разобраться со своим разочарованием внутренне, а не высказывать свою точку зрения оппоненту.
Вариант № 2. Когда собеседник намеренно вызывает в вас негатив
Очень удобно, между прочим, так как потом можно сказать, что это вы начали, и обвинить в грубости. Очень часто таким образом себя ведут пассивно-агрессивные люди, которые вроде бы ничего особенного не делают, но своим поведением и действиями стараются вызвать максимум негативных эмоций.
Когда в ваш адрес высказывается критика (пусть и конструктивная), у вас автоматически включается режим самозащиты, и это вполне естественно. В этой ситуации Леон советует не перебивать, молча всё выслушать и постараться ответить очень сдержанно или оставить своё мнение при себе, сказав, что услышали мнение собеседника. Только не употребляйте фразу «Я тебя услышал», - она также признана конфликтогеном и может привести к еще большему накалу страстей.
Вариант № 3. Когда собеседник взвинчен, и ваш ответ разозлит его ещё больше
Перед тем как пытаться втолковать что-то слишком разгорячённому собеседнику, просто вспомните себя в таком состоянии — «никого не слышу, кроме себя», правда? В этом случае стоит дать человеку возможность высказаться, выпустить пар и только после этого аккуратно высказать своё мнение. Любые попытки сделать это во время выхода агрессии не приведут ни к чему хорошему и могут обострить ситуацию, так как в таком состоянии любые аргументы, даже самые логичные, могут быть поставлены с ног на голову.