«Большинство предпринимателей пытаются учиться, но, по-моему, не тому и не там. Ощущение, что они потерялись». Почему зрелым бизнесменам надо присмотреться к молодежи и видеоблогерам: мнение на DK.RU.
Антон Гиренко-Коцуба, владелец сети фитнес-центров Powerhouse Gym:
— Нам, предпринимателям постарше, которые привыкли использовать рекламу в классическом виде, стоит поучиться у молодежи. Если человек работает с продвижением и рекламой, он должен понимать, что происходит сегодня на рынке. Есть ощущение, что люди моего возраста и моего формата потерялись, и им необходимо найти себя заново. Мир меняется, и мы за ним не поспеваем. Большинство из нас ходит на бизнес-тренинги, пытается учиться чему-то, но, по моему ощущению, учимся не тому и не там. Традиционная реклама: растяжки, баннеры, ТВ — практически перестали работать. Не знаю, как в других отраслях, но в сфере услуг точно.
Конкуренция растет в геометрической прогрессии, несмотря на падающую экономику, компании увеличивают рекламные бюджеты, но все используют одни и те же источники, которые из-за этого забиваются. И потенциальный потребитель устает от этой рекламы: ее становится так много, что люди теряются. Для них что качественный продукт, что «китайская» подделка, прикидывающаяся качественной услугой — все едино.
Несколько недель назад я был шокирован, увидев на YouTube 20-30 миллионов просмотров видео Versus-баттлов (запись рэп-состязания двух исполнителей). А также видеоблогеров, у которых миллионы подписчиков и просмотров.
Причем, человек просто рассказывает, какое пиво лучше, где вкуснее шаверма — и собирает 2-3 млн просмотров одного видео. И есть несколько каналов, где создатели подсчитывают, сколько зарабатывает тот или иной влогер, причем приводятся цифры с раскладками из открытых источников. Так это не сотни тысяч, а миллионы рублей. Хотя эти ролики даже не очень интересно смотреть, но, видимо, видеоблогеры четко попадают в свою целевую аудиторию — таких же ребят, как и они сами.
Круто, когда, по сути, ничем не занимаясь в классическом понимании, зарабатываешь очень приличные деньги. Это новая реальность.
Причем просто многомиллионными просмотрами с YouTube много не заработаешь: если у тебя около 2 миллионов просмотров всех видео в месяц, то это приносит несколько тысяч долларов. Зарабатывают видеоблогеры на прямой рекламе, продакт-плейсменте. Например, появился Юрий Дудь*, который берет интересные часовые интервью как раз таки у трендовых интернет-персонажей или «хайпожоров». Сначала на чехле его телефона был виден логотип передачи — «вДудь». Но в одном из последних выпусков чехол исчез, и там стал виден логотип Apple: очевидно, что компания заплатила ему за рекламу. А то, как Дудь* рекламирует спонсора — Aviasales, не выглядит грузно и грустно — реклама абсолютно встроена в контекст передачи.
Мир изменился, и странно, что не все специалисты по продвижению и рекламе даже в очень крупных компаниях поймали этот тренд, а до сих пор пытаются оживить то, что упало.
Предпринимателям «со стажем» надо смотреть на вещи шире, со всех сторон. Это касается всей жизни, не только рекламы. Чем человек старше, тем он становится зашореннее: он не хочет менять свое видение жизни, хотя оно и не всегда его устраивает. А если ты хочешь понимать, чем живет молодое поколение и куда в целом движется мир, надо быть подвижнее.
Часто пишут, что Дональд Трамп победил на выборах президента США в немалой степени благодаря умению продвигать себя и достучаться до более молодого поколения, воспринимающего информацию только через свои источники, которые не использует поколение постарше. Их же, например, великолепно умеет использовать Евгений Ройзман* — он умеет считывать веяния и чаяния молодого поколения и благодаря этому он в тренде. И именно поэтому не в тренде наше государство: как правило, попытки наших чиновников вести аккаунты в соцсетях не очень интересны и популярны, а зачастую даже смешны.
Хотя есть и исключения. Человек преклонных лет с многомиллиардным состоянием, Алишер Усманов, решил не только классически загрызть оппонента (Алексея Навального*) в судах, а поиграть на его поле, стал влогером. Решил словить «хайп» и быть в тренде. Получилось ли ему виртуально побороть Навального*, судить не берусь, но это крайне похвально — даже после 60-ти быть в теме.
Молодежь готова учиться и рисковать, а старшее поколение — уже нет, это неизбежно. Но надо пытаться выходить за рамки своего восприятия. Я сейчас задумался над тем, как это сделать, пытаюсь понять, чем «дышат» ребята на 10-15 лет младше, и очень много черпаю из общения с посетителями бара «Мизантроп», совладельцем которого являюсь. Туда ходят разные люди, от предпринимателей до студентов, и эти 20-25-летние ребята совершенно другие. Их не интересует зарабатывание денег: главное, чтобы жизнь была веселая и увлекательная. Понимание бизнеса у этих ребят совершенно другое.
Я не говорю, что они ни к чему не стремятся — они идут другими дорогами, нежели мое поколение. Вот через какие каналы достучаться до них, пока не нахожу ответа. Сейчас ищу нестандартные подходы. Может, будем работать с теми же видеоблогерами. Но рейтинговых в Екатеринбурге пока не так много (а те, что есть уже «заняты»). Хочется, чтобы они появлялись не только на федеральном уровне, а «качали» аудиторию в каждом регионе.
Вывод прост: надо вживаться в новую модель реальности. Людям постарше тоже придется меняться. Кто раньше перестроится, тот в итоге и будет на коне.