Почему красивая акция по замене школьного букета на 1 сентября внесением средств в благотворительный фонд не нашла поддержки у делового сообщества Екатеринбурга.
Главный школьный праздник 2016 г. стал в Екатеринбурге поводом к большой дискуссии на тему правильных инструментов благотворительности. За несколько дней до праздника администрация города призвала родителей школьников отказаться от покупки многочисленных букетов учителям. Вместо этого сэкономленные деньги предложено пожертвовать деньги на поддержку хосписа.
«Акция «Помощь вместо цветов» — первый шаг на пути добрых дел маленьких граждан. Они пойдут по нему вместе с педагогами. Если к ним присоединятся родители, то воспитательный эффект усилится», — отметил главы города Евгений Ройзман*.
Акция бурно обсуждалась в конце августа в социальных сетях, родители и педагоги высказываются и за, и против. А вот представители цветочного бизнеса расценили ее однозначно как неуместную. По мнению экспертов, главная причина такой реакции — очевидный спад на цветочном рынке. Еще несколько лет назад он развивался, объемы реализации цветов в Свердловской области доходили до 30 миллионов штук в год и каждый сезон прирастали на 5-10%. С конца 2015 г. впервые обозначился спад. Не спасают даже традиционно «жирные» праздники: например, по оценкам участников рынка, заработок одной точки в День знаний в 2,5-3 раза превышает обычные дни.
«Не понимаю, почему обязательно нужно кому-то сделать хуже, чтобы другим стало лучше? Никто не думал о том, что кто-то тратит силы, здоровье и деньги, чтобы вырастить красивые цветы. Почему наш труд нужно проигнорировать? Ни у кого не шевельнулась мысль привлечь к акции не детей, а цветочников?», — заявила в интервью «Российской газете» хозяйка интернет-магазина по продаже цветов Анна Савельева.
Опрошенные DK.RU родители из числа предпринимателей, кто сегодня отвел своих детей в школу, полагают, что акция просто для красоты привязана к 1 сентября. Чтобы о ней больше прочитали и узнали, а эффективности это «перетягивание каната с Днем знаний» ей не добавит.
«Из 20 человек в первом классе, в который я сегодня отвела свою дочь, цветы дарят все. И мне очень не хочется, чтобы моя девочка выделялась на этом фоне только потому, что я эти 2-3 тысячи рублей отнесу в благотворительный фонд. Я, если нужно, и на фонд денег найду, и на ребенка своего, зачем противопоставлять?», — поделилась соображениями совладелица магазина одежды в Екатеринбурге, пожелавшая остаться неизвестной.
Главный камень преткновения — предложение выбрать между своим ребенком и чужим.
«Я слышал про этот хоспис, и пожертвовать ему денег — дело, думаю, не лишнее. Но давайте будем реалистами, почему это должны быть деньги, которые я планировал потратить на своего ребенка. Понял бы, если бы мне предложили одежду дорогую себе не купить, например, или в ресторан не сходить. Но зачем 1 сентября-то так «разбавлять»? — высказался Юрий Чернов, генеральный директор компании «Монолит».
Добавим, что первый хоспис в Екатеринбурге был открыт два месяца назад, он рассчитан на 30 пациентов. Сообщалось, что на ремонт и оборудование здания выделено из казны 20 млн руб., на его содержание в областном бюджете будет закладываться по три миллиона в год.
Сама же акция «Помощь вместо цветов» началась не в Екатеринбурге и проводится не первый год. Начало проекту три года назад в Москве положила педагог одного из лицеев Ася Штейн. В 2015 г. к акции присоединились учителя, родители и ученики 200 школ и 500 классов по всей России. Они смогли собрать 8 млн. руб., которые передали в помощь тяжелобольным детям.
* - выполняет функции иностранного агента