Меню

«Я говорю: извините». Что ждет отношения РФ и Турции после письма Эрдогана к Путину?

27 июня президент Турции Реджеп Эрдоган отправил письмо Владимиру Путину. В своем послании он выразил заинтересованность в восстановлении российско-турецких отношений.

Первым делом Эрдоган принес свои соболезнования семье погибшего российского пилота, сидевшего за штурвалом Су-24, и написал, что готов восстановить полноценные отношения между Турцией и Россией. Об этом сообщается на сайте Кремля.

В своем письме турецкий лидер указывает что для Турции Россия - друг и стратегический партнер, с которым турецкие власти не хотят портить отношения.

«У нас никогда не было желания и заведомого намерения сбить самолет, принадлежащий Российской Федерации. Взяв на себя все риски и приложив большие усилия, мы забрали тело погибшего российского пилота у сирийских оппозиционеров и привезли его в Турцию. Организация предпохоронных процедур была проведена в соответствии с религиозными и военными процедурами. Вся эта работа была проведена нами на уровне, достойном турецко-российских отношений. Я хочу еще раз выразить свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю: извините. Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба мы готовы к любой инициативе», — написал Эрдоган.

Также турецкий лидер заверил Владимира Путина, что в отношении гражданина Турции, который предположительно виновен в смерти российского пилота, проводится судебное расследование.

Не исключено, что Россия помимо извинений получит компенсацию за сбитый бомбардировщик Су-24. Премьер-министр Турции Биналы Йылдырым заявил, что Турция готова выплатить компенсацию и тем самым положить конец бессмысленному противостоянию между странами.

А было ли извинение?

После того, как письмо Эрдогана к Путину было обнародовано, начались споры по поводу его содержания: востоковеды усомнились, что Эрдоган извинился за сбитый Су-24 по-настоящему. По их мнению, слова kusura bakmasınlar, которые в Кремле перевели как «извините», в действительности означают нечто другое.

«В секретариате Эрдогана вышло спецзаявление, что Эрдоган сказал kusura bakmasınlar, по-русски — «не взыщите». Это не совсем извинения. Турция все время пытается манипулировать и вернуться к предыдущему статусу, совершенно ничего не делая», — заявил «Известиям» директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии тюрколог Владимир Аватков.

Это подтвердил и Андрей Кураев* - религиозный и общественный деятель, протодиакон Русской православной церкви (РПЦ). На своей странице в Facebook он написал, что навел справки у носителя турецкого языка:

«Позвонил знакомому гагаузу. Он подтвердил, что kusura bakmasınlar это вовсе не «извините» или «простите». Это сродни «проехали, забудь», «не обращай внимания», - сказал Кураев.

Однако в Кремле предпочли перевести письмо Эрдогана именно так, и это, считает Кураев, говорит о том, что «России вновь понадобилась «дружба» с Турцией», а потому «нужно было срочно придумать повод для ее декларации».

Одних извинений, если они и были, недостаточно

Для того, чтобы российско-турецкие отношения вернулись в нормальное русло, одних извинений недостаточно, считает член комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.

«Сразу было понятно, что то, что они делают, стреляя по российскому самолету, — это безумие. Стрелять в объект, принадлежащий ядерной сверхдержаве... Был такой Саакашвили, кончил плохо. Постепенно что-то может поменяться, но забыть всё, что произошло, невозможно. У нас было несколько условий: извинение, наказание виновных и компенсация. Только выполнение всего комплекса условий дает нам возможность переговоров по нормализации отношений. При этом в России будут помнить всё, что произошло. К сожалению, у Эрдогана нет шансов иметь такие же доверительные отношения с руководством нашей страны, какими они были до их авантюры», — заявил Климов.

Турки, сбив в ноябре 2015 года российский Су-24, «сами испугались содеянного» и «не ожидали столь жесткой реакции Москвы и нейтрального отношения к этому инциденту НАТО», добавил Климов.

«Пока ситуация в отношении с ЕС не была доведена до такой остроты, Эрдоган думал, что он как-то сманеврирует. Но есть объективная реальность: есть экономика, есть русские туристы, есть товары, которые нужно закупать в России, и есть проблемы с товарами, которые Турция уже не может ввозить в Россию, есть турецкий бизнес. Это миллиардные потери», — пояснил Климов.

Для Эрдогана ситуация выглядит еще хуже потому, что западные лидеры - даже США, основной союзник Турции, - его не поддерживают.

«Страна оказалась в изоляции, поэтому она пытается вернуть утраченные связи. Такого рода попытки Анкара будет предпринимать, поступаясь национальной гордостью», — поделился своей интерпретацией происходящего член комитета Госдумы по международным делам Анвар Махмутов.

* - выполняет функции иностранного агента