Меню

«Я не буду инвестировать в регион, который ко мне, коренному жителю, относится по-свински»

Иллюстрация: архив DK.RU

«Если власть не может навести порядок в самой важной части хозяйства и приструнить газовиков, значит, нет порядка и в других частях обеспечения жизни и бизнеса». Колонка Александра Давыдова на DK.RU

Александр Давыдов, председатель совета директоров компании NAUMEN:

— Я недавно вернулся из Грузии. Провел недельку в горах в окрестностях села Казбеги. В Грузии туристам хорошо, но я хочу сказать про другое. Меня поразила газификация Грузии! Даже горные деревни там газифицированы.

В самой отдаленной деревушке Джута на высоте 2,2 тыс. м есть газ. Деревня зимой в течение четырех месяцев фактически отрезана от мира, но газ и интернет позволяют полноценно жить.

Газификация была проведена еще в СССР, и это позволило сохранить отдаленные деревни — иначе их давно бы не стало. Сейчас туристам есть, куда ездить, где жить и питаться. Туристов много. Грузины бережно сохраняют свои деревни, не давая земле опустеть. На зимний период, когда туристов нет, то есть нет источников дохода, государство поставляет газ жителям бесплатно.

Конечно, я сравниваю ситуацию в Грузии со Свердловской областью. У нас деревни в массе не газифицированы, хотя магистральный газ есть. У нас нет политики сохранения деревень, сохранения обжитой земли, которую проводит не только Грузия, но и некоторые российские регионы, например — Башкирия. Знакомый фермер здесь выращивает продукты питания для Екатеринбурга. Говорит, что в Башкирии фермеру получить помощь — просто, в отличие от Свердловской области. Я тоже проезжал по Башкирии на машине и меня удивлял полнокровный вид башкирских сел, их контраст со свердловскими селами.

Инвестиции в сельскохозяйственный бизнес я делал в Волгограде.

Инвестировать в Свердловской области мне не удалось, и, наверно, к лучшему. Отрезвляющим уроком для меня стала история подключения коттеджа к газу.

Я уже пятый год живу в частном доме в поселке, который входит в состав Верх-Исетского района Екатеринбурга. Все это время не могу подключиться к газу, отапливаю соляркой. Больше двух лет занял процесс переопределения границ участка, без этого к газу не подключали. После этого закончился срок документа о выделении мощностей (технические условия), мне предложили заново оплатить мощности. Я согласился. Затем прошло еще два года, но когда подключат газ — мне неизвестно. Уже истек двухгодичный срок договора на подключение. В суд не подаю, хочу посмотреть, что произойдет естественным образом.

Еще раз уточню, что газовая труба к дому подведена, соседние дома питаются газом. И моя котельная давно удовлетворяет всем условиям, и газовые мощности были выделены и мной оплачены, и договор подключения газа есть. А газа нет, и когда появится — вопрос. Я безропотно делал ВСЕ, что меня просили. Но газа нет. Кафка хорошо описал эти ситуации. Сначала я еще пытался сам в этом участвовать, наивно думал, что газовики заинтересованы в клиенте, но потом надоело и нанял юриста.

А по региону я выводы сделал. Газ, наряду с электроэнергетикой, — важнейшая часть инфраструктуры северной области.

Если власть не может навести порядок в самой важной части хозяйства и приструнить газовиков, то значит нет порядка и в других частях обеспечения жизни и бизнеса.

Могу сравнить со своим же опытом проживания в Подмосковье: тоже была по газу задержка, но всего три месяца. На фоне четырех лет в Екатеринбурге — мелочь, все познается в сравнении. Если даже за большие деньги нельзя за четыре года подключиться к газу, то явно что-то в «датском королевстве» не в порядке. Погожу пока я инвестировать в родную область.

А многолетний газовый «эксперимент» с подключением дома я продолжаю. Иногда, конечно, хочется ускорить, но я себя сдерживаю. Местных связей у меня нет, а в Москве говорить про такие проблемы бессмысленно — тогда надо предлагать решение, его продвигать. Дешевле на солярке остаться.

Так что я терпеливо жду, когда процесс сработает по внутренней логике. Надеюсь, что терпения хватит дождаться.

Обязательно расскажу, чем газовый эксперимент закончится. Удивительные у нас все-таки и город, и область!