«Наш регион экономически развит, у населения есть средства, и они готовы тратить их на улучшение качества жизни. Развитие франчайзинга для фонда — это, в первую очередь, улучшение городской среды».
Валерий Пиличев, заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства:
— Наша Свердловская область — регион экономически развитый, депрессивным его никак не назовешь. Это означает, что у населения есть определенные средства, которые оно готово тратить на улучшение качества своей жизни. Но не всегда есть достаточное количество предприятий, способных удовлетворить эту потребность.
Взять центр города — здесь, как правило, можно купить любые продукты и услуги. Но стоит отъехать чуть дальше — в спальные районы или за пределы Екатеринбурга — и ситуация в корне меняется. Не хватает пекарен, кофеен, прачечных, то есть существует достаточное количество ниш, которые можно разрабатывать. Мировой опыт показывает, все эти бизнесы успешнее всего развиваются при помощи франшизы.
Главное отличие франшиз в том, что это идеология функционирования бизнеса «под ключ». Набивать шишки заново не всегда есть смысл, проще купить «лекарство» от этих шишек и самому развивать бизнес. Примеряя на себя, я бы не рискнул открывать с нуля что-то новое, например, ту же пекарню — там действительно очень много нюансов. Когда получаешь все уже обкатанное кем-то, проще.
В 2019 г. на базе фонда мы открыли отдельное подразделение — центр франчайзинга. Его сотрудники занимаются поиском партнерских франшиз, потенциальных продавцов и покупателей, организовывают аудит бизнеса для его дальнейшей упаковки во франшизу, сотрудничают со специализированными агентствами, занимаются продвижением франшиз, консультированием предпринимателей, обучением, если нужно, и так далее.
Почему мы взялись за это направление? Очень просто: мы рассматриваем франчайзинг как эффективный инструмент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в уральской столице и муниципалитетах, а также экономики региона в целом. Франчайзинг позволяет охватить всех участников бизнес-процессов. С одной стороны, предпринимателей, которые построили успешный бизнес и готовы транслировать другим свою идеологию. С другой, тех, кто хотел бы воспользоваться проверенными наработками и сразу начать зарабатывать.
К нам много приходит как уже опытных предпринимателей, так и людей, которые хотели бы попробовать свои силы в бизнесе. В основном, это, конечно, молодежь. Больших денег у них пока нет, и пойти по традиционному пути — условно говоря, купить цех, станки и начать что-то производить — они не могут. Зато могут вложить небольшие деньги, выбрать успешную франшизу и начать работать.
Такие молодые люди активны, мобильны, не боятся рисковать. В конце концов, если дело не пошло, они могут в любой момент закрыться без больших убытков и начать что-то новое.
Но, помимо молодежи, есть и другая группа людей, для которых покупка франшизы — это просто спасение. Я говорю о бизнесменах из областных муниципалитетов. Не секрет, что с каждым годом работать им все сложнее, особенно в ритейле — помимо падающего покупательского спроса на них оказывает влияние и агрессивная политика федеральных сетей. В итоге многие предприятия в области несут убытки или же вовсе закрываются. А желание заниматься своим делом у людей остается! Почему бы такому бизнесмену не открыть у себя в городе какой-то бизнес по франшизе — тот же барбершоп, химчистку или пекарню?
По моему мнению, в ближайшее время в муниципалитетах будут востребованы направления, связанные с какими-то бытовыми вещами, услугами. Но прежде чем начинать бизнес, неплохо бы разобраться, какой спрос в этом районе, насколько насыщен рынок, каково покупательское поведение.
Подобное исследование мы сейчас проводим в Новоуральске, после этот опыт можно будет транслировать на другие моногорода. Когда проект будет завершен, мы сможем на основании конкретного анализа предлагать новоуральцам определенные франшизы. Плюс помогать получать финансирование под этот бизнес.
Уверен, что в муниципалитетах, особенно экономически активных, такое исследование будет востребовано. Это реально хороший и действенный инструмент. Потому что проблема спроса всегда занимает первое место. Если бы предприниматели знали, где и что открывать, они бы сами и открывались, и работали бы успешно. Но пока у них нет доступа к такого рода информации. И возможности анализировать ее тоже нет. Для этого, собственно, мы и нужны.
Справка DK.RU
Основные направления:
1. Упаковка франшиз. Включает в себя аудит идеи и рыночного спроса, анализ концепции, перспективы развития в других городах и регионах. «Входной билет» для упаковки франшизы — 30 тыс. руб. Если бизнес признан перспективным для упаковки франшизы, дальнейшее сотрудничество с фондом для предпринимателя бесплатное. Процесс упаковки занимает примерно три месяца.
2. Магазин готовых франшиз: электронная площадка, где выставляются все франшизы, упакованные фондом, а также партнерские франшизы.
3. Поддержка франчайзи. Так, выбрав франшизу, предприниматель может оформить заём до 5 млн руб. на специальных условиях — под 10% годовых.
4. Продвижение франшиз и обучение: форум-выставки, бесплатные семинары и консультации узких специалистов.