Меню

«Я никогда никого не подставляю». Правила Аркадия Белявского

Четыре года назад Аркадию Белявскому, главврачу Ханты-Мансийской ОКБ, предложили возглавить Минздрав Свердловской области. Здесь не хватало врачей. Чтобы изменить тренд, понадобились жесткие меры.

1 | Резюме у меня довольно короткое. За всю жизнь я сменил четыре места работы. Министр здравоохранения Свердловской области — пятое. Уезжать из Екатеринбурга не планирую, хотя местные СМИ регулярно провожают меня в Москву. Говорят, Собянин нашел мне должность. На самом деле разговора об этом не было, хотя с Собяниным мы знакомы.

2 | В 2008-2009 гг., работая главврачом ОКБ в Ханты-Мансийске, я ежегодно принимал на работу 100 врачей (с учетом, что кому-то приходилось отказывать). Если бы у нас в области все главврачи на местах ежегодно трудо-устраивали 5-10 специалистов (сверх естественного убытия), мы через пять лет решили бы кадровую проблему.

3 | Мне нравится менять свою жизнь. Я люблю новую работу, трудностей не боюсь, понимая, что без них не обходится. Считаю, что каждый организатор здравоохранения, если у него есть опыт, знания и желание изменить что-либо в лучшую сторону, должен попытаться реализовать свои замыслы.

4 | Я — человек не вредный, коммуникабельный. Решения принимаю быстро. Жалости к плохим работникам у меня нет. Ко мне приходят некоторые руководители больниц и говорят: «У нас нормальные показатели, а вы премию снимаете!». Я объясняю: «Если в больнице не хватает кадров, хорошие показатели — просто случайность. Сделать их стабильными вы не сможете. Завтра у вас будет провал, и вы скажете: «Так работать же некому!»

5 | Личное отношение подчиненных меня вообще не интересует. Главное — как человек работает, какие результаты показывает. Это — единственный критерий. Среди медицинских управленцев у меня есть оппоненты — мы с ними постоянно ругаемся. Но увольнять их я не стану, хотя они каждый день долбят мне дырки в голове. Если специалист на своем месте, пусть и дальше занимается делом.

6 | Я, наверное, авторитарный руководитель. Но никогда никого не подставляю. Ответственности не боюсь — все беру на себя. Не привык таскать каштаны из огня чужими руками.

7| Успех любого руководителя определяют два принципа. Первый — не мешать: пусть человек покажет, на что способен. Второй — оказать помощь, если это необходимо. Я так и делаю. Когда ни о чем не просят — не мешаю, если обращаются за содействием — помогаю.

8 | Минздрав ежемесячно контролирует движение кадров по каждой больнице в регионе. Итоги подводим раз в шесть месяцев. На коллегии, где присутствуют 500 человек, я спрашиваю нерадивых главврачей: «Почему у вас четыре человека поступили на работу, а десять уволились?». Им приходится объяснять, какие меры принимает ЛПУ, чтобы привлечь кадры. Публичность — действенная мера. Есть, конечно, руководители, которым все равно, но большинство — неравнодушные люди.

9 | Ни одной больницы в Свердловской области закрывать не собираюсь. Нет таких планов. Для ЛПУ в ветхих зданиях, где невозможно нормально работать, будем подыскивать новые помещения. И сохраним все фельдшерско-акушерские пункты, независимо от того, сколько жителей осталось в ближних деревнях. Пусть помогают, пока есть возможность. Потом они сами потихоньку закроются — или фельдшер уйдет на пенсию, или население разъедется. Ситуации всякие бывают.

10 | Если бы мне сказали: возьмите на здравоохранение денег, сколько унесете, я бы попросил миллиард рублей в год на ремонты больниц и еще миллиард — на новое оборудование. Общероссийская программа модернизации медпомощи провела революцию в умах и показала, что работать нужно на качественном оборудовании.

11 | Зарплата главврача должна быть сопоставимой с суммами, которые получает рядовой специалист, работающий в том же лечебном учреждении. Хотя закон допускает разницу и в восемь раз, должны быть еще и моральные границы. Я считаю, трехкратного превышения вполне достаточно.

12 | Я запретил выплачивать премии главврачам за счет внебюджетных источников. Потому что контролировать этот процесс невозможно: если руководитель больницы заинтересован в вознаграждении, он будет увеличивать долю платных услуг. А задача Минздрава — сокращать ее.

Аркадий Белявский, Минздрав региона