Меню

«Я сам прыгал на тренинге Гандапаса». Алексей Парфун о «стадионном эффекте» Тони Роббинса

Иллюстрация: Личный архив Алексея Парфуна

Как собрать полный стадион зрителей, продавать билеты на свое выступление по полмиллиона рублей, позволить себе откровенное хамство и при этом остаться звездой.

1 сентября в Москве прошел тренинг американской коуч-звезды Тони Роббинса. Гастролер собрал целый Олимпийский и, если верить открытым источникам, только за одно выступление получил больше $17 млн. Мировые поп-звезды могут молча завидовать в сторонке. О том, почему мы до сих пор верим в продавцов «успешного успеха»,  в колонке главы АКАР-Урал и директора по развитию бизнеса рекламной группы Deltaplan Алексея Парфуна

 Когда-то давно я работал в компании, арендующей офис на одном этаже с людьми, которые продавали пояса из собачьей шерсти методом сетевого маркетинга. Каждое утро эти ребята начинали замечательно. Они орали у себя в кабинете (слышно было на всем этаже): «Кто мы?  Носороги!!! Что мы сделаем???  Затопчем всех!!!». Этот бизнес быстро закончился, на смену собачьим поясам пришли, кажется, суперпылесосы. А вот любители легких решений остались, и они будут всегда. Покричал  и вот ты уже полон энергии, сил и, что еще забавнее, знаний. По крайней мере, так думают эти ребята. 

1 сентября в Москве выступил мотивационный коучер Тони Роббинс. И теперь об американском гуру в сфере личностного роста знают даже те, кто регулярно читает только издание «Сад и огород». Визит звезды обсудили едва ли не в каждом СМИ, Facebook бурлит, как разворошенный улей. Восторженные отчеты мешаются со стебом (причем одно от другого порой сложно отличить). Пользователи обсуждают мероприятие, самый дешевый билет на которое стоил 30 тыс. руб., а  VIP-места обходились до полумиллиона. 

При этом организовано оно было ничуть не лучше пресловутой раздачи блинов на лопате: желающим причаститься великого знания приходилось выстаивать многочасовые очереди, устройства-переводчики не раздавали на входе, а просто кидали в толпу.  

Думаю, что если бы в Екатеринбурге мероприятие провели подобным образом, организатору пришлось бы менять имя, город проживания и вид бизнеса. Сгноили бы. Но «просветленных адептов Тони» такое отношение вполне устроило. 

Из-за чего сыр-бор, мне не очень понятно. Чем так славен этот персонаж? Какую истину он несет? Какие откровения ждут посетившего его мероприятие человека? К сожалению, истории просветленных мало чем отличаются от откровений религиозных сектантов. Сияние снизошло? Снизошло! А любые попытки найти рациональное зерно в происходящем смело можно отнести к проискам еретиков.

И тут речь не только о Тони  просто событие такой величины сложно было не заметить. Очень печально, но вообще бизнес продавцов «успешного успеха» (неважно, работает ли он на мировом или на районном уровне) дискредитировал сотни, если не тысячи великолепных специалистов, делающих действительно что-то хорошее и полезное. Развивающих бизнес. Помогающих людям. Решающих проблемы. Но нет, всех их ставят в один ряд со лжепророками. Люди, которые умеют анализировать и могли бы почерпнуть на их выступлениях и мастер-классах что-то полезное, теперь просто туда не пойдут  из-за подпорченной репутации бизнес-образования. А широкие массы все равно предпочтут ширпотреб и откровенную подделку и восторженно побегут на очередного «маркетолога номер один». 

И на спрос находится предложение, тем более что стать таким «продавцом успеха» очень просто. Зачем делать подробный образовательный курс, погружаться в материал годами, если можно прийти и по известным техникам накачать зал эмоциями, и аудитория уйдет довольной и не потребует денег назад? Эту великую хитрость инфобизнесменов давно поняли многие шарлатаны от бизнеса и маркетинга, катаясь по регионам и собирая деньги с неокрепших разумов.

Тот же самый Роббинс продает именно эмоцию, причем в этом он  круче всех, если судить по собранному стадиону адептов.  Он обещает почитателям: там, внутри, тебе будет хорошо. Ярко. Будешь прыгать и радоваться. И на это попадаются многие. Так совпало, что я как-то раз также прыгал на тренинге Радислава Гандапаса. Думаю, это случайное совпадение. 

Круто будет во время тренинга и когда выйдешь  тоже. А вот потом-то ничего не останется. Ну то есть вообще ничего. Пара-тройка фраз, которые можно прочитать в каждой второй книжке. Вот, например, короткое резюме выступления «Тони Просветляющего»:

ставь перед собой цель;

пробуй снова и снова;

твою жизнь определяют твои решения;

перенимай привычки успешных людей;

проблема  это возможность;

хочешь новых результатов  действуй по-новому. 

И так далее. Луна — спутник Земли. Вода мокрая. Трава зеленая. Нет смысла перечислять эти банальности, от них зубы сводит. Адмирал Очевидность. 

Учителей и тренеров, чьи выступления базируются не на эмоциях, а на знании, кратно меньше. Но они есть, и их много. Правда, стадионов они не будут собирать никогда. Хотя бы потому, что на их тренингах сложно. Часто приходится работать. Менять себя. А менять себя неприятно и неуютно. Это тяжело. И поэтому ты не будешь от этого в восторге (скорее всего).

Но все же призываю вас не вызывать отряд охотников за привидениями при упоминании слов «тренинг», «коуч» и тому подобных. Просто учитесь отделять зерна от плевел. Все мы когда-то научились читать. Давайте еще научимся учиться. 

Включите критическое мышление и попробуйте заполнить простой чек-лист перед выбором тренера:

Он имеет реальный бизнес-опыт в том, чему обучает? 

Как давно он преподает? Какой процент позитивных отзывов? 

Как давно он работает тренером? С компаниями какого уровня? 

У него есть публикации в СМИ? Прочитайте их. Это резонирует с вами? Цепляет? Чувствуете отклик? 

Загляните в профиль тренера в соцсетях. Что он там пишет? Что вы думаете на этот счет? 

Вы же, по сути, собеседуете этого человека. Взяли бы вы его на работу? Он лучше вас хотя бы в чем-то? Тогда это тот, кто вам нужен. 

Возвращаясь к теме недели. Если воспринимать шоу Роббинса и подобных ему именно как шоу, развлечение, эмоциональную разрядку  на здоровье. Людям не жалко отдать за это 30 тыс. руб.? Прекрасно! В конце концов, те же деньги они могли выложить за премьеру в «Большом». Тут уж кто от чего ловит кайф. Но давайте не будем мешать обучение и шоу. Иначе какая-то ерунда получается. Топчущие носороги. 

Быстрые приемы не работают. Для всех очевидно, что нельзя нарастить огромные мышцы за несколько часов. Это многомесячный тяжелый труд. Так почему же находится множество людей, которые считают, что это возможно в бизнесе или  того больше  в жизни. В ней нет правил игры, в ней не работают «10 советов, как достичь успеха». Все немного сложнее. Все мечтают о «волшебной пилюле», но ее не существует. Многомесячный, многолетний труд  вот что вас ждет и к чему стоит готовиться. А четыре часа прыжков на месте под лозунгом «Кто мы?  Носороги!»  это все, увы, не поможет. Такие дела.