Меню

«Я твердо верю в потенциал России». Почему западные компании снова инвестируют в страну

Крупные зарубежные компании, такие как IKEA и Mars, вкладывают в российский рынок, надеясь на скорое восстановление экономики, и стараются заработать на девальвации рубля и подешевевшей рабочей силе.

Еще перед выборами президента в США выросли надежды на потепление отношений с Кремлем, и некоторые крупные западные компании сделали ставку, что экономика России скоро выйдет из глубокого падения, пишет Bloomberg.
 
Корпорации начали инвестировать миллиарды долларов в новые магазины и фабрики, рассчитывая, что российские потребители начнут выходить из спячки после двух лет рецессии. Так, IKEA решила вложить в новые магазины $1,6 млрд в течение пяти лет, а Leroy Merlin анонсировала $2 млрд инвестиций и собирается более чем удвоить количество своих магазинов за этот же период. Компания Pfizer строит фабрику по производству лекарств, а Mars расширяет завод по производству жвачки и кормов для животных. Pepsi расширила мощности по производству сыра после того введения продуктовых контрсанкций, а в ноябре 2016 г. объявила о намерении инвестировать $40 млн в завод по производству детского питания на юге России. 
 
«Сейчас время для инвестиций. Я твердо верю в потенциал российского рынка в долгосрочной перспективе», — говорит Вальтер Каднар (Walter Kadnar), директор розничной сети IKEA в России. 
 
Иностранные инвестиции в Россию почти прекратились, когда страна два года назад погрузилась в рецессию и конфликт с Западом. Некоторые компании, например, General Motors, значительно сократили присутствие или ушли из страны. Но для многих из тех, кто остался, сейчас время вкладывать, чтобы обогнать конкурентов. Падение рубля хотя и снижает выручку в долларах и евро, резко сократило производственные издержки в России. По некоторым оценкам, сейчас они ниже, чем в Китае. 
 
Прямые иностранные инвестиции за девять месяцев 2016 г. выросли до $8,3 млрд, тогда как за весь 2015 г. они составили $5,9 млрд. Впрочем, это по-прежнему гораздо ниже, чем перед кризисом на Украине: в первом полугодии 2014 г. зарубежные компании вложили в Россию почти $20 млрд. Геополитическая напряженность — важный фактор сдерживания для потенциальных иностранных инвесторов, говорит Алексей Родзянко, президент Американской торговой палаты в России. Избрание президентом США Дональда Трампа, который сомневался в необходимости антироссийских санкций, может изменить это, ожидает г-н Родзянко.
 
Иностранные компании также наращивают производство в России, чтобы заработать на падении рубля. Так, IKEA нацелена довести долю местных товаров до 80% через несколько лет и уже экспортирует в Китай раскладные кровати, произведенные в России, а в Европу — мебельную фурнитуру.
 
«Конечно, легендарная российская бюрократия остается проблемой для многих инвесторов. Хотя Россия поднялась в международных рейтингах по легкости ведения бизнеса, крупные иностранные игроки часто сталкиваются с этой проблемой», — говорится в материале.
 
К примеру, с претензиями местных властей нередко сталкивается IKEA, которая в октябре стала фигурантом уголовного дела о неуплате налогов при продаже российских ТЦ пять лет назад. В самой компании претензии отрицают: юристы, представляющие ее интересы, полагают, что таким образом с нее пытаются взыскать уже уплаченные налоги. Такие факторы тормозят развитие, признает генеральный директор IKEA Centres Russia Милен Генчев (Milen Gentchev). Но в то же время это не влияет на уверенность компании в том, что Россия — это рынок, где она должны быть, резюмирует Генчев.