«Губернатор прямо пальцем на меня указал: «Почему вы не аплодируете и меня не приветствуете?». Против профессора самарского университета возбудили уголовное дело, которое ведет местное УФСБ.
Фигурантом дела стала 70-летняя преподавательница, завкафедрой гражданского процессуального права Самарского университета Евгения Трещева, пишет «Московский комсомолец». По версии Следственного комитета, ее отсутствие на работе нанесло государству ущерб в 30 тыс. руб., оперативным сопровождением занимается самарское управление ФСБ.
Сама профессор рассказала, что ее не было на рабочем месте две недели, и за это время получила зарплату. Однако преподавателям и научным сотрудникам платят за прочитанные лекции и проведенные занятия, а не за пребывание на рабочем месте с 9 до 18 часов — у многих сотрудников даже нет своего кабинета. Общепринято, что, когда нет занятий, преподаватели не обязаны быть в университете: заниматься подготовкой и научной работой они могут где угодно.
Если бы на каждого профессора, который в свободное от лекций время работал не в кабинете, завели уголовное дело, то у нас не осталось бы ни одного научного руководителя, — сказала Евгения Трещева.
Ей вменяют две статьи: 292 УК РФ «Подлог» и 159 УК РФ» Мошенничество». Поводом для подлога стала подпись преподавателя в табеле рабочего времени сотрудников кафедры, а мошенничество добавили позднее, хотя потерпевшего по этой статье нет. Нет претензий к преподавательнице и у ректора вуза.
В университете есть помощник ректора по безопасности Купцов, который является представителем ФСБ, добавила г-жа Трещева:
Ну чем я могу представлять угрозу национальной безопасности?! Но потом сам следователь СК неоднократно повторял мне и адвокату, что мое дело помогает вести именно это ведомство.
Профессор предполагает, что у сотрудников ФСБ могут быть личные причины вести дело против нее. Проректор университета, бывший вице-губернатор Дмитрий Овчинников якобы сказал Трещевой, что если бы она уволилась по собственному желанию, то никакого уголовного преследования бы не было.
Я выступала против губернатора, заместителем которого он был. Тогда вставал вопрос о присоединении нашего госуниверситета к аэрокосмическому, фактически об уничтожении университета. Многие были против, мы говорили: «Нельзя в одну упряжку коня и трепетную лань». Помню, было расширенное заседание ученого совета университета (его дважды инициировал бывший губернатор Меркушкин). Я активно спорила. По окончании совета все встали, захлопали. А я сидела напротив, видимо, с очень говорящим выражением лица. Губернатор прямо пальцем на меня указал: «Почему вы не аплодируете и меня не приветствуете?», — рассказала Евгения Трещева.