Меню

«Я все просчитывал в уме». Зачем Игорю Заводовскому вход из метро в «Гринвич» за 800 млн?

«Какие бы новые ТРЦ ни открывались в городе, какие бы уже существующие ни реконструировались, мы останемся конкурентоспособными — благодаря посетителю из метро. Это очень и очень устойчивая штука».

В Екатеринбурге открылся дополнительный вход на станцию метро «Геологическая» — теперь пассажиры могут попадать в торгово-развлекательный центр «Гринвич» непосредственно с платформы поездов, минуя систему подземного перехода. Известно, что новый вход в метро строили пять лет, еще год ушел на подготовку и согласование проектной документации, прохождение ряда экспертиз. Работы шли за счет частных инвесторов — собственники ТРЦ «Гринвич» потратили на строительство 815 млн руб. Расчет бизнесменов такой: предполагается, что новый выход увеличит ежедневный пассажиропоток «Геологической» на 20-25%. Вместе с этим ожидается и рост посещаемости торгового центра. При этом платить за обслуживание нового объекта бизнесу не придется — это сделает город. 

DK.RU побывал в новом переходе и узнал у соучредителя Общества «Малышева 73» (инвестор «Гринвича») Игоря Заводовского, когда вложения окупятся, будет ли такой же вход из метро в другой торговый центр — «Пассаж», и что с проектом мультимодального транспортного узла на Ботанике, где планировалось сделать «золотой» ТРЦ.

Новый вход на станцию оборудован 11 эскалаторами Otis, общая длина которых составляет 550 м  

Платформы метро расположены на глубине 30 м

В переходе из «Гринвича» к платформам работают две кассы с операторами и семь аппаратов, где продают жетоны

На входе смонтирован досмотровый комплекс, который прошел сертификацию в ФСБ 

Новый вестибюль оборудован навигацией и электронными табло

Вестибюль станции и эскалаторные спуски, ведущие в «Гринвич», отделаны мрамором и гранитом. Общая площадь покрытия натуральным камнем — порядка 2 тыс. кв. м.

Глава екатеринбургского метрополитена Андрей Панаиотиди заявил: компания всегда за подобные коллаборации с бизнесом, если это удобно пассажирам и увеличивает пассажиропоток станций.

Отметим, что три года назад, когда шла стройка последней очереди ТРЦ, DK.RU посетил стройплощадку «Гринвич-V» и спустился под землю — тогда ТРЦ почти соединили с метро. Горную породу проходили метр за метром и укрепляли свод специальными кольцами. 

Ранее владельцы «Гринвича» также на собственные деньги построили подземные переходы, которые соединяют выход из станции метро с ТРЦ. Кроме того при строительстве «Гринвича» собственники торгового центра отстроили ул. Вайнера — «потому что это развивает объект», пояснял г-н Заводовский.

Теперь он рассказал, какого эффекта ждет от почти миллиардных затрат на прямой выход в торговый объект из метро.

Андрей Панаиотиди, Игорь Заводовский и мэр Екатеринбурга Александр Высокинский

Какие задачи должен решить этот объект?

— Когда-то в будущем, надеюсь, в Екатеринбурге появится [вторая и] третья ветка метро. И «Геологическая» станет пересадочной станцией. Соответственно, нагрузка на нее серьезно увеличится, потребуются дополнительные входы, и одним из них стал «Гринвич» — уже сейчас. Этот переход от платформы поездов до входа в ТРЦ строился по заданию и под надзором метрополитена, и финансировался Обществом «Малышева 73». Это режимный объект, он не может находиться в частной собственности. Поэтому переход мы передали метрополитену, и сейчас он находится на его балансе.

Рассчитывали ли вы горизонт окупаемости этого проекта? На сколько, по-вашему, вырастет поток посетителей «Гринвича»?

— Я все просчитывал в уме. Мои предположения следующие: в настоящее время станцию «Геологическая» посещает 21-22 тыс. человек каждые сутки — такие данные нам предоставил метрополитен. Я считаю, что с открытием второго комфортного входа пассажиропоток увеличится на 20-25%. Соответственно, все эти люди будут дополнительными посетителями ТРЦ. В настоящий момент в среднем «Гринвич» ежедневно посещает 60 тыс. человек. Думаю, к ним добавится примерно 8%, и мы приблизимся к цифре 65 тыс. человек в день. Это первое, чего мы достигаем с помощью прямого выхода из метро в ТРЦ — увеличение потока посетителей. 

Второе — и наиболее важное — стабильность посещения. Какие бы новые торговые центры ни открывались в городе, какие бы уже существующие ни реконструировались, мы останемся конкурентоспособными — благодаря такому посетителю из метро. Это очень и очень устойчивая штука. Третье: дай бог, мы когда-нибудь получим вторую ветку метро — и все к этому идет. Я полагаю, при ее открытии пассажиропоток метрополитена увеличится в 2,5-3 раза. Соответственно, часть этих людей будет на «Геологической» и в «Гринвиче». И самое главное — выход в метро даст комфорт горожанам, покупателям. Можно будет попасть сразу в «Гринвич», не замочив ног, минуя хождение по улице в дождь и ветер.

Мимо каких торговых рядов будет ходить этот дополнительный пассажиропоток? Станет ли выше арендная ставка в местах рядом с новым выходом в метро?

— «Гринвич» очень большой, поэтому чрезвычайно важно разделить потоки людей — чтобы они проходили везде, и не было глухих зон. В данный момент эта зона, где мы выходим из метро, тупиковая, и посещений там было недостаточно. Думаю, с появлением нового входа этот участок очень сильно оживится. Наша задача — сделать торговый центр без закоулков и тупиков, чтобы люди равномерно посещали все магазины.

В каких еще городах страны есть подобный опыт — прямые выходы в торговые объекты со станций метрополитена? Это распространенная практика?

— Подобный опыт я видел в Москве, но мало где. По-моему, в ТЦ «Охотный ряд» есть прямой выход в метро. Кое-где в мире я тоже такое видел, но редко. Определенно, мы единственный ТРЦ на территории России, где реализован такой проект — за исключением столиц. 

Будет ли подобный переход со станции «Площадь 1905 года» в другой ваш торговый объект — «Пассаж»? 

— По поводу «Пассажа» говорить пока немного рано. Но если это решение одобрят городские власти, я не исключаю такой возможности. В принципе, это хорошая идея. Если сделать прямой выход в «Пассаж» на месте пересечения первой и второй веток метро, было бы здорово.

В ваших планах также строительство торгового транспортно-пересадочного узла на Ботанике — проект объединит ТЦ под условным названием «Золотой» и Южный автовокзал, который перенесут с ул. Щорса. В какой стадии эта работа — вы говорили, что стройка стартует в 2019 г., и планируется ли там делать прямой выход в метро «Чкаловская»?

— Мы сейчас решаем последние юридические вопросы и сложности. Этот центр будет. О старте его строительства мы сообщим чуть позже. Большим изменениям проект не подвергся, строить предполагается примерно то, что мы презентовали ранее. Мы немного освежим проект и презентуем. Этот транспортно-пересадочный узел также стоит на станции метро, там будет прямой выход из системы переходов метрополитена прямо в объект. Будет так же комфортно. 

Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский добавил: подобные совместные проекты бизнеса и власти устраивают обе стороны:

Логика работы такая: за счет средств города была построена станция «Геологическая», сделаны переходы, которые работали до этого. В рамках совместного проекта с «Гринвичем» построен новый переход. Мы благодарны компании за серьезные вливания  в экономику города, и вместе с тем с сегодняшнего дня все затраты по обслуживанию нового объекта — а это недешево — будет нести муниципалитет. Для нас это приемлемо, потому что увеличивается комфортность горожан. Для «Гринвича» же плюс в том, что растут товарооборот и поток посетителей. Я думаю, что в будущем мы будем вместе развивать такие проекты. 

>>> Читайте также спецпроект DK.RU к открытию финальной очереди ТРЦ. Город в городе. Хроника роста «Гринвича» 

Напомним, изначально на месте «Гринвича» работал «Универсам №1», открывшийся в 1972 г. — один из первых магазинов самообслуживания в стране с поразительным для своего времени покупательским трафиком в 15 тыс. человек в день. Позднее, в 1980-х, слева к универсаму возвели пристрой, на первом этаже давали куру-гриль, а на втором — молочные коктейли. С момента открытия торговым объектом руководила Мария Вдовина. После ее кончины в 1993 г. решением коллектива магазин переименовали в «Марию».

В начале 2000-х «Марию» сменил супермаркет «Купец», тогда же руководство Общества «Малышева 73» начало проект «Гринвич». Открытие первой очереди ТРЦ состоялось в 2006 г. — универмаг расширили, фасадное остекление заменили. Далее рост «Гринвича» шел в сторону ул. Вайнера: на участке второй очереди с конца 1990-х находилось свайное поле — недостроенный проект расширения «Марии». В итоге там достаточно быстро был построен кинотеатральный блок.

Третья очередь открылась в 2009 г., с ее вводом общая площадь торгово-развлекательного центра составила 155 тыс. кв. м. — «Гринвич» стал крупнейшим региональным ТРЦ России. Четвертую очередь девелопер запустил в марте 2014 г. (это событие оценили эксперты премии «Человек года», учрежденной «Деловым кварталом»: собственники «Малышева 73» получили статуэтку в номинации «Девелопер года»), ее строительство обошлось компании в 6 млрд руб. В такую же сумму встало возведение последней, пятой очереди — ее открыли в конце 2016 г. Тогда площадь торгового центра превысила 330 тыс. кв м.