Есть определенный тип руководителей и бизнесменов, которые проработав несколько лет в своей должности, считают, что научились абсолютно всему. И вот тогда начинаются проблемы…
Присцилла Кламан, президент бостонской консалтинговой компании Career Strategies, рассказала, как убить в себе всезнайку, пока он не погубил ваш бизнес.
— В седьмом классе к нам в школу пришла новенькая. Назовем ее Селеной. В наш маленький городок она приехала из большого города и, казалось, знала все на свете: что носить, слова всех песен, как разговаривать с учителями. Она даже была в Париже и говорила там по-французски.
Некоторые одноклассники были от нее в восхищении, а других она раздражала. Ну а я подумала, что должна стать не хуже нее. Я зубрила тексты дурацких песен и изводила маму просьбами купить мне модную одежду, которую, по-моему мнению, носили в большом городе. Через несколько месяцев я поняла, что соревноваться со всезнайкой бесполезно. Стоило мне с ней в чем-то сравняться, как Селена тут же уходила в отрыв. Но через какое-то время, проучившись вместе с нами, она пообвыкла и успокоилась, предоставив мне право считаться в классе самой умной.
За годы работы в сфере HR я встретила немало таких всезнаек. Из них многие, подобно Селене, оказывались в новых для себя обстоятельствах. Некоторые попадали в компанию в результате слияния; других нанимали на работу, чтобы они укрепили ряды своим опытом и знаниями.
И в каждом случае их самым первым побуждением было следующее: «Когда я работал в крупной компании, мы делали это так». Они совершенно не осознавали, что их новым коллегам нет никакого дела до того, как они делали это в крупной компании.
Такие всезнайки не уверены в себе и поэтому сразу стараются самоутвердиться. К примеру, одна новоиспеченная сотрудница отдела кадров как-то заявила, что в отличие от меня знает все о трудоустройстве уволенных, потому что ей приходилось увольнять людей намного чаще.
В тот раз я не приняла ее вызова. Напротив, я постаралась помочь ей почувствовать себя комфортно в новой должности, и, как только это сработало, ее стремление быть умнее всех сразу исчезло. Если в вашей организации появился новичок-всезнайка, неважно — руководитель он или рядовой сотрудник — то в первую очередь попробуйте применить такой подход.
Но всезнайки — это необязательно новички. Некоторых такими делает успех, «звездная болезнь». Таким видом всезнайства болеет, как правило, топ-менеджмент. Такие люди считают, что знают абсолютно все и так гордятся своими достижениями, что считают себя вправе указывать другим.
Вот несколько советов, которые помогут работать со всезнайками независимо от того, какую должность они занимают в компании.
Если всезнайка ваш подчиненный. Ваша обязанность — наладить с ним обратную связь. Дайте ему понять, что его поведение негативно сказывается на карьерном росте. Чтобы быть убедительным, обязательно сообщите ему свое мнение о конкретном факте, свидетелем которого вы стали.
И помните: ни в коем случае не следует соревноваться со всезнайкой. Конкуренция с ним не изменит его поведения, а вы сами станете похожи на всезнайку.
Если всезнайка — это вы сами. Определить, относитесь ли вы к типу боссов-всезнаек, очень просто: подумайте, когда вы в последний раз делегировали кому-то свои полномочия? Часто ли вы думаете, что кроме вас с определенным видом работ не справится никто? Как часто вы влезаете в работу подразделений своей компании с ценными и не очень указаниями?
Вылечиться от зазнайства можно несколькими способами:
— Вопрос «А я когда-нибудь…?». Предположим, у вас есть отработанные бизнес-схемы. Любимые поставщики и т.д. Вы работаете по одному шаблону много лет и считаете, что именно он единственный и правильный. Вопрос «А я когда-нибудь…» поможет посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Например: «А я когда-нибудь работал с другим поставщиком?» Возможно, вы поймете, что о более выгодных условиях другого поставщика вам говорили ваши коллеги. Да, самооценка пошатнется (ведь вы все еще уверены, что знаете все на свете), но поможет оптимизировать некоторые бизнес-процессы и, возможно, увеличить прибыль компании.
— Проверьте данные. Предположим, ваши сотрудники из раза в раз твердят, что им не хватает рук на выполнение каких-либо задач. Но вы ведь самый умный и считаете, что атмосфера в коллективе нормальная, никто не перерабатывает, а если и перерабатывает, то исключительно ввиду собственной неорганизованности. Проверьте информацию, о которой вам твердят ваши подчиненные. Возможно, в коллективе и правда не хватает еще одного сотрудника.
Помните, что знать абсолютно все невозможно. В определенных областях вы действительно более компетентны. В других — стоит прислушиваться к своей команде. В противном случае, всезнайка, который сидит внутри вас, может запросто сгубить весь бизнес.