Меню

Чубайс: «Мы знаем, что сделает эволюцию на нашем рынке, но мы не одни такие умные»

Иллюстрация: kremlin.ru

«Альтернативная энергетика — вопрос выживания страны в долгосрочной перспективе». Анатолий Чубайс — о солнце, ветре и о том, какие технологии совершат революцию на рынке энергетики в ближайшем будущем

Анатолий Чубайс — о том, как Россия будет слезать с нефтяной иглы и когда это произойдет, об альтернативной энергетике и возможности отечества прорваться в будущее раньше других. 
 
Анатолий Чубайс, глава «Роснано»:
 
— В сфере электроэнергетики — отрасли консервативной и трудной для преобразований — сейчас уже де-факто, реально, в нашей стране происходят очень значимые технологические изменения. Наверно, правильно было бы не какие-то общие слова говорить, а описать события уже произошедшие или те, которые произойдут в ближайшее время. 
 
Начнем с альтернативной энергетики. Иностранные коллеги иногда спрашивают: «А зачем она вообще нужна?» И в России у нас это очень распространенная точка зрения. Существует 150 ответов на этот вопрос, давайте выберем самый простой. Во всем мире альтернативная энергетика дорогая, но оппонентам надо напомнить, что есть такое явление, которое называется «сетевой паритет». Попросту говоря, это точка, когда себестоимость кВт/ч электроэнергии, выработанной в альтернативном виде, оказывается равной себестоимости кВт/ч, который выработан традиционными методами. Это явление признано всеми в мире, в ряде стран оно уже случилось. В России это тоже неизбежно, и мы точно подойдем к тому моменту, когда альтернативная энергетика будет дешевле. 
 
Давайте стоять на месте, подождем, когда это случится. К этому моменту мы столкнемся с крупномасштабным вопросом, что такое заменить энергетику тепловую на энергетику альтернативную. Задачка годочков на 50 примерно и на пару трлн долларов. Это было бы самым идиотским из всех возможных сценариев, самым близоруким и самым бессмысленным.  
 
Именно поэтому мы с коллегами в «Роснано» убеждены, что альтернативная энергетика в России — нефтяной и газовой России — абсолютно необходима. Это вопрос выживания страны в долгосрочной перспективе. Иначе через 5-7 лет мы придем к тому, что существующая энергетика неэффективна, а альтернативную придется импортировать из Китая.
 
Надо сказать, что при всей нашей традиционной критике в адрес правительства, тем не менее это как раз та сфера, в котором оно проделало колоссальную работу. Суть ее в том, что в стране создана абсолютно работоспособная система поддержки альтернативной энергетики. Результаты таковы: во-первых, солнечная энергетика как национальный стартап в России состоялась. И дело не только в том, что после ввода первой нашей солнечной станции в Башкирии полтора года назад сейчас солнечные станции расходятся, как горячие пирожки (по 10-15 МВт чуть ли не в месяц вводим), а дело еще и в том, что в России создана промышленность по производству оборудования для солнечных станций. Сегодня мы научились изготавливать не только солнечные панели, а солнечные панели с КПД 21%: профессионалы прекрасно понимают, что это уровень — лучший в мире.
 
На этом уровне мы сегодня работаем, шаг за шагом обеспечивая солнечную энергетику последовательными объемами энергии. 1500 МВт к 2024 году — плановые цифры по солнцу, если я правильно помню. Я считаю, это абсолютно реалистичная цифра. Для этого есть все фундаментальные предпосылки: технологические, общеполитические, есть поддержка государства, и, если каких-то больших глупостей не будет сделано, солнечная энергетика точно будет развиваться. 
 
Вопрос номер два — ветер. Не многие знают, что мы подписали соглашение с одной из лидирующих европейских энергетических компаний, «Фортумом», и в рамках этого соглашения создан совместный инвестиционный фонд. Объем его — 30 млрд руб., задача — ветроэнергетика. К этим 30 млрд мы прибавим еще где-то под 70 млрд привлеченного капитала. К концу этого года появится первый ветропарк в России, строительство его и монтаж полным ходом идет в Ульяновской области. Как я сказал, солнечная энергетика как национальный стартап в России состоялась, и я считаю, к концу года станет понятно, что и с ветроэнергетикой это тоже произошло. 
 
Все это очень важные вещи, но надо признать, что и по солнцу, и по ветру мы идем либо с отставанием от мира, либо вместе с миром. А есть ли такие сферы в электроэнергетике — консервативные, тяжелые — в которых бы можно было попытаться прорваться вперед? Есть, но нужно смотреть не на то, что уже существует, а на то, что произойдет. Есть известное высказывание знаменитого канадского хоккеиста Уэйна Гретцки — он говорил: «Я всегда движусь не туда, где шайба, а туда, где она окажется». Если стратегию формировать по этому принципу, то мы знаем, какой крупный проект перевернет все — это промышленное хранение электроэнергии. Это не открытие, мы не единственные такие умные — все эксперты в один голос говорят об этом.
 
Технологически ясно, что человечество, научившись хранить энергию в виде ионных аккумуляторов для наших гаджетов и усваивая ее хранение для автомобилей, следующим шагом, конечно же, придет к большой энергетике. Промышленное хранение — это смена парадигмы. И мы считаем, что это вопрос не трехтысячного года и не 2050-го, а вопрос ближайших 10 лет.
 
Но что такое хранить в большой энергетике? Это просто другая отрасль вообще, развитие отношений не только между альтернативкой и классической энергетикой (газовой угольной и гидро-). Это эволюция, ведь речь идет о disruptive innovation — технологиях, которые изменяют целые индустрии. Это будущее, и у нас есть реальный шанс в него прорваться. 
 
Колонка написана на основе выступления Анатолия Чубайса на ПМЭФ-2017. Материал подготовила Полина Борисевич, специально для DK.RU