«Ты либо набиваешь шишки на собственном бизнесе, либо приобретаешь навыки, работая наемным менеджером». Опыт экс-гендиректора мясокомбината, построившего сеть фитнес-центров в Екатеринбурге.
Алексей Романов по образованию юрист, но никогда не работал по профессии. 15 лет он строил карьеру в HR, затем ему предложили возглавить Курганский мясокомбинат. Однако Алексей оставил высокооплачиваемую работу топ-менеджера и решил заняться бизнесом. Сегодня предприниматель возглавляет собственную сеть фитнес-центров в Екатеринбурге. О своем пути из топ-менеджеров в собственники Алексей Романов рассказал в колонке для DK.RU.
Алексей Романов, владелец и генеральный директор сети фитнес-клубов Bright Fit:
— Сегодня рыночная культура в России предполагает, что люди проживают больше жизней, чем консервативное общество, чем советские люди, например. Если раньше профессию выбирали на всю жизнь, то теперь человек понимает, что жизнь — увлекательная штука, и ты можешь реализоваться в разных профессиях. Так сложилось и у меня.
В 17 лет я пришел на работу в Уралпромстройбанк простым специалистом в отдел персонала. Спустя 5 лет я понял, что в банке очень долго строить карьеру, захотелось нового. Попробовал себя в предпринимательстве, но первый опыт оказался неудачным.
Потом началась моя карьера в HR, которой я посвятил 15 лет жизни. Сначала была мебельная компания, где я работал менеджером по персоналу, потом я строил карьеру директора по персоналу в компании «R-Modul». В «R-Modul» моим руководителем был Александр Жеребцов (сейчас он работает в ТС «Монетка»). Главное правило, которое я у него усвоил, — это способность брать на себя единоличную ответственность за задачу и ни на кого ее не сваливать. Такая пацанская культура — «пацан сказал — пацан сделал». Далее был директором по персоналу в группе компаний «Бест». В 2008 г. успел поработать директором по персоналу в строительной компании «Стройком» в Челябинске.
В 2008 г., буквально за месяц до кризиса, я перешел на работу в Курганский мясокомбинат. Надо сказать большое спасибо собственнику Курганского мясокомбината — Андрею Петрову, который поверил в меня и предложил стать сначала исполнительным директором, а потом, буквально через 3 месяца, генеральным директором.
За все время работы я усвоил, что важным фактором развития является не только получение навыков управления, но и встреча с яркими, уникальными людьми, если, конечно, ты не идиот и способен учиться.
Из топ-менеджеров в собственники
На самом деле, конечно же, я всегда хотел иметь собственный бизнес, скажу больше, я всегда мечтал стать миллиардером. Проблема в том, что я не какой-нибудь гений из IT, так что в моём случае это быстро не могло произойти. Я работал простым специалистом, потом стал функциональным руководителем, потом директором по персоналу крупного холдинга, потом мне предложили поехать в Курган.
Невозможно только по книжкам понять, как организован бизнес, а вот на должности генерального директора я получил несравненный опыт. Каждая ступень в карьере придает тебе как профессионалу новые знания, умения. Именно поэтому я уверен, что наиболее качественные управленцы — это те, кто делал карьеру шаг за шагом, а не взлетал как ракета, пропуская важные этапы профессионального, да и личного взросления.
Производство меня всегда не так увлекало, как сфера услуг. Но, несомненно, комбинат дал мне возможность профессионально расти и получать навыки управления сложным бизнесом.
Когда мечта стать руководителем компании сбылась, я вернулся к мечте о собственном бизнесе. В 2011 г. я открыл первый фитнес-клуб Bright Fit. Надо сказать, я никогда не был ярым поклонником фитнеса, но, тем не менее, знал, что мой бизнес будет с ним связан. Потому что эта сфера мне симпатична по своей идеологии: здоровое отношение к жизни, здоровое отношение к себе, здоровые отношения между людьми. Это сфера, где люди могут себя совершенствовать, улучшать.
Сегодня фитнес-клубы — далеко не самый прибыльный бизнес. Но есть рынки, где рентабельность еще меньше. Вопрос ведь не в том, что ты должен идти в самую маржинальную сферу. По такой логике я должен был бы заняться цветной металлургией или нефтяным бизнесом. Но там, во-первых, входной билет дороже, а во-вторых, мне это неинтересно.
На самом старте я определился для себя, что буду создавать фитнес без пафоса, демократичный, где главное — отношения с клиентом и увлечённость.
Опыт управленца
Работа топ-менеджером научила меня действовать в условиях ограниченных ресурсов, правильно расставлять приоритеты, важный пункт — командообразование. Вот то, что я усвоил за время своего карьерного роста, и весь этот опыт я использовал, когда строил собственный бизнес.
Когда начинаешь собственное дело, то идея — это еще не все. Только на идеях и фишках бизнес не построишь, фишки — это привет из 90-х. Тогда это называлось — тема. Говорили: «У меня есть такая тема» и бежали делать. Но все «темы» рано или поздно открываются другими. Если нет системы, то никакие фишки не помогут. Важно иметь навыки управления. И тут два варианта: либо ты будешь набивать шишки на собственном бизнесе и прожигать деньги, либо ты эти навыки приобретешь наемным менеджером, увидишь как работает у правильных людей и только потом начнёшь строить своё.
В любом случае, результат складывается из множества проб и ошибок. И я тоже допускал ошибки. Например, на старте мы не до конца понимали формат фитнес-клуба: какие должны быть зоны, как оформлено пространство. Сейчас бы, конечно, мы не стали открывать первый клуб в том помещении, где он находится. Потому что оно имеет конструктивные ограничения, мы не можем сделать там большое открытое пространство, которое нужно фитнес-клубу. Но все эти ошибки были связаны именно со спецификой бизнеса, но никак не с системой.
Опыт HR
Я выходец из сферы HR, и для меня главная ценность — это люди. Это очень редко бывает, когда менеджеры по персоналу становятся генеральными директорами и тем более — собственниками бизнеса. Но управление персоналом – это уникальный и очень важный опыт.
Какой опыт мне дал HR? Я всегда привык нанимать людей, которые умнее меня. И я ищу топ-менеджеров, которые каждый в своей сфере знают больше, чем я. Я не просто не боюсь этого, а наоборот, считаю, что только при этом компания может расти. В таких компаниях делегировать не составляет проблемы.
Вложение в сотрудников и менеджеров — самое эффективное вложение. В бизнесе сейчас наступило такое время, когда самые лучшие инвестиции — это инвестиции в человека. Кто-то скажет, что менеджер, в которого компания инвестирует, может уйти. Здесь, конечно, есть риск, но как без риска? Если сотрудник не уйдет, а вы ничего в него не вложили, то какой тогда в этом смысл?
Еще один момент. Внутри команды должен поддерживаться такой стиль управления, каким позиционируете свой бизнес. Мы позиционируем Bright Fit, как демократичный и открытый фитнес-клуб. Так что отношения внутри нашей компании свободные. Без этого никак. Если я буду строить армию при общении с сотрудниками, а клиентам демонстрировать оптимизм и свободу общения, то клиент сразу это считает. Я верю, что возможно устанавливать отношения на основе доброжелательности и открытости. Как с сотрудниками, клиентами, так и партнерами по бизнесу.
Про бизнес
Само по себе устройство бизнеса везде одинаковое. Есть входящие ресурсы, есть черный ящик, в котором эти ресурсы преобразуются, а потом ты эти ресурсы продаешь в виде услуг или товаров с прибылью. Нет одинаковых компаний, но логика бизнеса одна. Да, в некоторых сферах есть особенности, которые нужно учитывать, но в целом бизнес — это система, построенная по универсальным законам. Познать эти законы можно, только если вложишь в это достаточно времени и энергии.
Для себя я вывел формулу успешного предпринимателя. Увлечённость плюс профессиональные навыки умноженное на потенциал. Если чего-то из этих составляющих нет, то бизнес обречен быть неуспешным. Когда я почувствую, что стало неинтересно или пропадет желание учиться дальше, то это будет признаком, что пора передавать дела.
А вообще могу сказать, что моя карьера бизнесмена еще в начале пути. Я долгое время работал наемным менеджером, прежде чем сказать самому себе, что я могу эффективно строить собственный бизнес. Так что, чтобы стать уважаемым предпринимателем, мне ещё многое предстоит сделать.