«Не научитесь работать с молодежью, вам и «20-летние болваны» покажутся счастьем на рынке труда». Ректор УрГЭУ ответил на скандальный текст уральского бизнесмена о пользе раннего труда для молодежи.
Яков Силин, ректор Уральского государственного экономического университета:
— В начале марта на портале DK.RU была опубликована
колонка одного предпринимателя, который высказался на тему дефицита толковых молодых людей на
рынке труда. Мол, зачем нужно так долго учить молодежь, если эти люди могут быть полезны стране и обществу без многолетнего сидения в стенах учебных заведений. Я просто не могу не процитировать отрывок, в котором автор говорит: как было бы хорошо, если бы
«в школе быстро учили читать, писать, считать и сразу переводили на какую-нибудь профессиональную специализацию. Человек запросто мог бы уже в 12-13 лет начинать заниматься делом, а не маяться ерундой». Мол, и экономике хорошо, и бизнесу радость, и подростки сразу будут заняты делом, преступность снизится и т.д.
Столкнувшись в очередной раз с позицией «зачем нам такая система образования, которая не дает нормальных сотрудников», причем с позицией, которая подкреплена целым веером распространенных штампов, я попросил дать мне возможность высказаться на эту тему.
Начнем с простого тезиса: подросток, юноша или девушка — это не чей-то абстрактный трудовой ресурс!
Вы, господа, нанимая людей, выступаете участником одного из самых сложно организованных и важных в глобальном значении рынков, рынке труда. Вы покупаете труд, который неотделим от личностных качеств, слабостей, желаний и мечтаний. И если вы не можете работать со всем этим, не можете мотивировать, увлекать, то это не значит, что молодежь плохая. Это скорее значит, что вы что-то не то им предлагаете, не можете или не хотите увидеть в молодых людях будущее.
Как руководитель огромной организации, я прекрасно понимаю недовольство бизнеса.
Многим предпринимателям хочется, чтобы образовательная система была этакой кузницей готовых кадров для их компаний. Чтобы можно было прийти и, как в магазине, выбрать нужный товар, точнее, человека с определенными компетенциями.
Вот и возникают периодически различные предложения в стиле: а зачем нам вообще нужны вузы, они только воруют время у молодежи, которая могла бы чему-то полезному научиться. Трудиться на благо, производить полезный продукт. Я же уверен, что в вузах «воруют время» только ленивые, причем и у себя, и у педагогов. Система образования так, как хочет мой оппонент, не работает, и не должна! А как же она работает?
Возможно, вы удивитесь, но вузы созданы не для того, чтобы обслуживать бизнес!
Только поймите меня правильно, мы как образовательная организация рады сотрудничеству, у нас множество договоров с крупными работодателями, совместные проекты и другие активности. Бизнес для учебных заведений тоже клиент, конечно. Но я понимаю разницу между тем, чтобы быть полезным клиенту, и тем, чтобы бессмысленно льстить клиенту. И я не буду вам льстить.
У высшего учебного заведения — настоящего высшего учебного заведения — есть своя сверхзадача, миссия, если хотите: мы работаем со смыслами, которые формируют будущее молодых людей.
Не всегда получается, на этом пути много сложностей, потому что человек и его внутренний мир — очень тонкий предмет. Но мы точно не фабрика производства готового товара из полуфабрикатов, как бы многим этого ни хотелось. Мы уникальная площадка соединения интересов разных участников, где интересы бизнеса — важный, но только один из элементов успеха.
Вы говорите, что в вузах много теории? Да, и я вам скажу, что ее всегда будет больше, чем практики. Всегда, потому что такова роль высшего учебного заведения. Оно — интегратор опыта, причем не только опыта отдельной отрасли или профессии, а опыта огромного общества во всем его разнообразии: экономики, науки, культуру, искусства.
И не надо страдать иллюзиями о том, что можно стать хорошим практиком без достаточного уровня теоретической подготовки.
Вуз как общественный институт отстает от бизнеса в скорости обновления? Да, это нельзя не признать. Поэтому хорошие вузы так активно привлекают работодателей для создания совместных учебных программ, стажировок, привлекают преподавателей из числа работающих в реальном секторе экспертов. Но активно и с энтузиазмом делая все это, мы никогда не превратимся и не хотим превращаться только в ваш инструмент.
Мир куда сложнее, и образование куда многограннее, чем просто получение профессии. И серьезные руководители это понимают и нередко сами идут в вузы.
И еще, давайте пару слов скажем о понятии «полезности», про которое любят рассуждать в связи с этой темой. Что значит «человек может быть более полезным» или «он может начать приносить пользу раньше». Тут я опять обращусь к тексту, ставшему поводом к статье. Автор ссылается на некую «занимательную статистику», в соответствии с которой в нашей стране якобы из 146 млн населения только 15-20 млн занято в производстве какого-либо продукта. «Естественно», из числа «полезных» выброшены чиновники, бюджетники, многие работники сферы услуг (я уже не говорю про стариков и детей).
Очень хочется спросить: вы серьезно в экономике XXI века всю полезность сосредоточили на производстве материального продукта?
Мы сейчас живем в эпоху суперсложной экономики, которая требует очень высоких компетенций и жесткого отбора. Люди учатся много лет, и вуз сейчас — только часть большого образовательного пути.
Возможно, я вас удивлю, но если бы в вашей школе, которую вы сами окончили, лишь «быстро учили читать, писать, считать и т.д.», то вы вряд ли когда-либо открыли бы свой бизнес.
Да, из этого правила есть исключения. Есть суперцелеустремленные, энергичные молодые люди, которые быстро понимают, чего хотят, и готовы чуть ли не со школьной скамьи ринуться в бой. Но таких людей очень мало, их всегда было мало. А для большинства нужна подготовка, нужна система, нужен определенный социальный путь.
«Поскорее стать отличным специалистом» в каком-то понятном прикладном деле — это не его, молодого человека, собственная цель, это ваша, предпринимателя, для него цель. Это вы как работодатель хотите, чтобы молодой человек быстрее вышел на рынок, быстрее начал приобретать простые, конвертируемые в прибыль, навыки. В этом вашем желании нет ничего преступного, но оно ваше. А большинство молодых людей хотят чего-то своего. Они — не трудовая функция, не машины и не роботы по решению ваших бизнес-задач, у них есть душа!
Они стали более инфантильны, чем раньше? Они не хотят вставать за кассу или к станку в 15-18 лет, а хотят еще лет 10 «тратить время»? Отчасти это так!
В современной экономике очень может статься, что именно за эти годы «безделья» они сформируются как максимально полезные люди.
Если у них отобрать эти годы, один из тысячи пробьется, а 999 отупеют и станут придатком станка или кассы без настоящих умений, желаний и будущего. А такой исход уж точно не выгоден обществу, мы не должны этого позволять. Потому что жить мы с вами завтра будем так, как и кого научим сегодня!