Меню

Япония решила требовать от России всего два, а не четыре острова на Курилах

Япония отныне будет требовать у России только два Курильских острова, пишут СМИ страны Восходящего Солнца. Российские эксперты рассуждают, что привело к такому смягчению с японской стороны.

Как пишет издание «Иомиури», ссылаясь на высокопоставленные источники в правительстве, Япония отныне не станет добиваться от России передачи ей всех четырех островов Южных Курил в качестве условия заключения мирного договора, а будет настаивать на возвращении только двух из них.

«Регнум», ссылаясь на материал японских коллег, пишет, что новая позиция Токио заключается в том, что Москва должна передать Японии только острова Шикотан и группы островов Хабомаи. Диалог по поводу островов Итуруп и Кунашир японская сторона рассчитывает продолжить уже после заключения мирного договора.

Вопрос о Курилах, как предполагается, будет поднят на встречах лидеров России и Японии в рамках саммита АТЭС в Перу в ноябре и во время предполагаемого визита президента России Владимира Путина в Японию в декабре этого года.

Напомним, некоторое время назад Владимир Путин напомнил, что Советский Союз был готов передать Японии два острова Южных Курил в соответствии с договором 1956 года, однако Токио от выполнения этого договора отказался. Как пояснил президент, в одном из пунктов соглашения было указано, что острова «передаются», но «не написано, на каких условиях передаются и чей суверенитет сохраняется». Тогда японской стороне этого показалось недостаточно.

«Японские партнеры решили, что они должны претендовать на все четыре острова, и договор, по сути, ни одна из сторон не выполняла. Он просто завис, а потом и Советский Союз объявил, что не собирается его выполнять», — сказал президент.

Напомним, Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи), ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах от 1855 года. Россия же настаивает на том, что южные Курилы вошли в состав СССР (государством-продолжателем которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны и что российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Отметим, одним из наиболее знаковых событий состоявшегося 2−3 сентября 2016 года во Владивостоке Восточного экономического форума стала встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Тогда российские эксперты отмечали, что растущий Китай – настоящая угроза для Японии, поэтому единственный способ уравновесить опасного соседа для Японии — это наладить отношения с Россией. Хорошие отношения с РФ, по мнению политологов, позволит Японии создать треугольник Япония-Россия-Китай, где Россия будет выступать неким механизмом сдерживания китайской экспансии.

Как считает экономист Михаил Хазин, Япония нуждается в инвестициях, на которые она намерена развивать свои островные территории, в том числе, спорные с Китаем острова.

«Дать эти деньги мог бы Китай, но учитывая сложнейшую историю отношений этих стран, особенно в 1930−40-е годы, и сохраняющиеся разногласия, этого не будет. Конфликт между Китаем и Японией будет сохраняться, если не нарастать, и единственная страна, которая могла бы стать буфером между ними, — Россия.

Кроме того, политическое руководство Японии понимает: через 10, 15, 20 лет от долларовой системы в ее сегодняшнем виде ничего не останется. Она сохранится лишь в самих США, Новой Зеландии, Австралии, Мексике и ряде других стран, но только не в Японии. И тогда Токио придется искать новые внешние рынки для своего экспорта. И главным таким рынком окажется Россия как один из крупнейших региональных центров мира. Именно поэтому мы видим сейчас движение навстречу со стороны японских властей, возобновление переговоров по Курильским островам и так далее. И это движение будет становиться все более определенным в ближайшие годы».

Историк и эксперт по проблемам российско-японских отношений Анатолий Кошкин считает, что экономическое сотрудничество необходимо не только нам, но и самой Японии, которая уже четверть века переживает стагнацию экономики:

«В стране уже повседневным явлением стала дефляция, а что самое важное — помощь и инвестиции Японии в Китай и страны Юго-Восточной Азии, которая она осуществляла в 60-е-70-е, — она уже им не нужна, потому что эти страны выросли, а сейчас для приложения крупного японского капитала в плане инвестиций и строительства новых предприятий у японцев остается только одно место, а именно неосвоенный Дальний Восток России и Сибирь. И японцы не хотят уступать в конкурентной борьбе эти районы Китаю, Южной Корее и другим странам Юго-Восточной Азии».

Еще один, по мнению Кошкина, момент состоит в том, что для японского правительства весьма раздражающим, беспокоящим моментом являет поступательное углубление отношений и сотрудничества между Россией и Китаем, «причем они почему-то всегда усматривают в этом какой-то антияпонский подтекст».

Эксперт уверен, что существующую уже много лет проблему нужно решать «не наскоком, а с учетом особенностей восточного менталитета — без потери лица каждого из партнеров».

Отмечается, что в обмен на шаги с японской стороны, Россия готова рассмотреть вопрос о совместном хозяйственном ведении на спорных островах и о совместных инвестиционных проектах. В этом случае программа экономического сотрудничества России и Японии в восьми областях (японские инвестиции в проекты на российском Дальнем Востоке — в инфраструктуру, транспорт, энергетику, строительство и многое другое, вплоть до городского планирования), предложенная ранее премьер-министром Японии Абэ, может быть вполне реализована.

«Поскольку Путин заявил, что территориями не торгует, не думаю, что будет идти речь об обмене. Скорее всего, будет достигнуто соглашение о совместном использовании прибрежных вод, природных ресурсов, создании совместных российско-японских предприятий на островах», - выразил мнение сенатор Совета Федерации Владимир Джабаров.

Бывший посол России в Токио Александр Панов также не исключает, что речь пойдет не о прямой передаче, а о совместном хозяйственном освоении двух островов, о чем упоминал и Сергей Лавров.