Турбулентность и неопределенность буквально вышвыривает из седла даже тех предпринимателей, которые были решительно настроены расти. Руководитель Центра taxCOACH – о перспективах бизнеса.
Ярослав Савин, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH:
Интереса к созданию условий стабильного и безопасного существования у государственных мужей нет. Законодательные инновации сыплются как из рога изобилия: налоговая безопасность, дробление бизнеса, субсидиарная ответственность. Критерии налоговых проверок пересматриваются задним числом. Деловые СМИ, к сожалению, только усиливают неразбериху. Мозги промываются настолько, что спроси сейчас любого журналиста, и он с металлом в голосе заявит, что «субсидиарка» означает безграничную ответственность учредителя компании.
Да что там говорить, даже ФНС вынуждена несколько раз в месяц комментировать нововведения, едва поспевая за законодателем.
Убежден, что овладеть ситуацией помогут лишь две вещи.
1. Оптимистичный реализм
Реализм, требующий максимально адекватного сканирования жизненного пространства вашего бизнеса, предполагающий детальную информированность без розовых очков, но и без фатального негатива «все плохо». Жизнь среднего бизнеса в России изменилась навсегда. Это не хорошо и не плохо. Это просто данность, и ее надо принять.
«Оптимистичный» обозначает отношение к своим возможностям: переосмысление задач, которые вы ставите перед бизнесом в текущем моменте, отношение к нему и даже переоценка параметров эффективности системы управления – есть смысл биться не просто за формальную рентабельность продаж, но и корректировать структуру бизнеса на понижающий коэффициент безопасности. У вас же нет задачи заработать, оптимизировать, сэкономить, а потом все потерять?
2. Время
В каждой отрасли, на каждом региональном рынке последние 1,5 года идут массовые, иногда неоднозначные и с разной скоростью изменения. В ответ на изменения экономической и налоговой политики меняется и рынок. Потребительский спрос, как кажется, падает, однако все указывает на то, что среднестатистический городской покупатель все больше свободного времени проводит в торговых центрах. В сегменте В2В меняется структура «откатов», оседает несуществующий спрос (тот, который генерирует для вас неоправданные налоговые риски), появляются неформальные отраслевые объединения среднего бизнеса как инструмент регулирования экономически обоснованных цен и пр.
Добавьте еще и предстоящие выборы руководителя страны.
И это время – 1,5-2 года – вам надо перетерпеть, не сломаться под давлением фискальной и правоохранительной систем, напором массовых рейдерских захватов, не погрязнуть в корпоративных конфликтах (а дружить, когда тяжко, гораздо сложнее, чем когда все хорошо), защитить те активы, которые задействованы в создании добавленной стоимости в бизнесе. Личные активы, в конце концов.
Отрезать слишком рискованное, выстоять там, где экономика бизнеса пока невысока (как раз в ожидании изменений на рынках), защитить самое ценное и рентабельное, чтобы в подходящий момент уйти в отрыв – вот главный выбор для собственника на ближайший временной отрезок.
На наш традиционный трехдневный бизнес-курс «Остаться в живых», в основу которого положены более 200 реализованных комплексных проектов по структурированию среднего бизнеса, обычно съезжается аудитория со всей страны. Но взять на борт мы можем далеко не всех, группа ограничена 40 местами – камерный формат позволяет погрузиться в инструменты глубже. Человек 15 остаются ни с чем. В сентябре эта цифра дошла до 25. Чаще проводить мероприятия мы тоже не можем – очередь на проекты итак растянулась на 2,5-3 месяца. Семинары для нас – не главное направление деятельности, но мы понимаем, что они очень важны для вас – собственников, руководителей и их «пособников»: финансистов, бухгалтеров, юристов.
Читать вы тоже не особо любите. 1,5 тыс. страниц наших материалов по озвученным темам чаще пользуются популярностью среди бухгалтеров, аудиторов и консультантов, но не среди собственников. Последним интереснее послушать и поговорить.
Сохранить ауру нашего традиционного формата, но собрать значительно большее число желающих. Эту задачу, как кажется, мы решить смогли: три непрерывных дня, открытый формат, полноценные материалы для работы и максимум из классической программы (а это 600 слайдов) и достаточно комфортная для напряженной работы обстановка.
Только один раз. 6-8 декабря. Екатеринбург. Ельцин Центр. Открытый благотворительный бизнес-курс «Остаться в живых».
За 1,5 недели с начала регистрации более 50% мест уже занято.
Самые частые вопросы, требующие пояснений:
Что значит открытый?
Ельцин Центр вмещает до 170 человек. Это большой экран - 7 метров и отличный проектор 4К. Мы решили дать многое многим, но сберечь свое время для реальных проектов.
Почему «благотворительный»?
Мы снизили стоимость участия вдвое, но хотим одновременно вовлечь вас в хорошее и доброе дело: часть средств будет перечислена в Фонд поддержки спорта чемпиона мира и олимпийского чемпиона по биатлону Антона Шипулина. Фонд чист от политики. Средства направляются на поддержку именно детского спорта.
Чем отличается программа открытого бизнес-курса от обычной?
Почти ничем. На 85% – это наша легендарная программа, обновленная к новому деловому сезону. Однако 15% изъято в самых интимных местах – кое-что мы не готовы озвучивать в большой аудитории. Ну и времени чуть меньше, чем обычно.
Вы по-прежнему жестко отбираете состав участвующих?
Мы действительно жестко отсеиваем слушателей, отдавая приоритет руководителям и собственникам бизнеса ввиду ограниченности мест. В этот раз критерии отбора снижены, они мягче, чтобы поучаствовало большее количество людей. С февраля критерии отсева ужесточаются, поскольку мы будем брать в группу еще меньше людей, чем обычно: не более 30 человек.
Традиционный бизнес-курс остается?
Да, в открытом формате мы делаем первый и единственный раз. Причины я перечислил. Традиционный формат станет больше походить на творческую мастерскую, нетворкинг, выражаясь молодежным языком. Среда становится агрессивнее, инструменты сложнее, вопросов по ходу семинара все больше, поэтому слушателей будем брать меньше, копать глубже. Мое стойкое убеждение: семинар на 300 человек – это просто шоу с информационной подоплекой, не более.
И последнее. Регистрация – это заявленное желание на участие, не более. Брони у нас нет. Зал набираем не по факту регистраций, а по факту оплаты. Это более чем справедливо, учитывая, что и 170 мест может не хватить.