«Предприимчивые люди нашли «альтернативу» дорогим филлерам: использовали вазелин для увеличения ягодиц, груди и других частей тела. Осложнения — чудовищные». Почему становятся «жертвами красоты»?
Несколько месяцев назад СМИ и соцсети взорвала история Емельяна Брауде (псевдоним, настоящее имя неизвестно). Мужчина без специального образования представлялся экспертом в инъекционных методиках и проводил обучающие мастер-классы по всей стране. По оценке «коуча», их посетило более 1 500 человек. Последствия — массовые катастрофические осложнения у пациентов.
В преддверии Нового года спрос на инъекционные процедуры традиционно взлетает — женщины, да и мужчины, стремятся оперативно помолодеть и похорошеть. Жертв неудачных косметологических манипуляций видел каждый — на экране и в жизни. Мы попросили совладелицу и гендиректора сети клиник лазерной косметологии «Линлайн» Юлию Франгулову прокомментировать, почему вместо красоты и молодости люди получают осложнения, и как не стать «жертвой красоты».
Серый рынок косметологии огромен
— Шагающая по стране история с Емельяном Брауде — крайне неприятная, но очень показательная — она в полной мере отражает хаос, который мы видим на рынке косметологии. Брауде работал курьером в фармкомпании, у него не было даже среднего медицинского образования — о чем он с гордостью заявлял, предлагая авторские методики. С какими препаратами он работал, неизвестно. Тем не менее, тысячи людей шли к нему учиться, после чего практиковались на пациентах.
Эта вакханалия продолжалась довольно долго. Его начали выводить на чистую воду через соцсети. Я не уверена, что эта история завершится громким судебным разбирательством и уголовным преследованием — нет доказательств, что он лично ставил инъекции, которые привели к печальным последствиям. О масштабах ущерба, который нанесли и еще нанесут он и его «ученики», можно только догадываться.
Серый рынок косметологии огромен. Массе пациентов ставят инъекции на дому. Многие понимают: платой за экономию будет отсутствие договора, информированного согласия, чеков, но идут на риски — ведь «подруге Маше все сделали хорошо». Другие просто не задумываются о возможных последствиях.
Входит в моду обучение инъекционным методикам через YouTube. Недавно в одну из клиник нашей сети обратилась пациентка, поставившая себе инъекции перед зеркалом! С осложнениями она пришла к врачу.
Ставить инъекционные препараты может только врач-дерматовенеролог, имеющий сертификат косметолога. Он должен пройти цикл обучения (576 часов) в медицинском госучреждении, а не в коммерческой организации с образовательной лицензией. Помимо этого, необходима аккредитация от дистрибьютора на постановку соответствующих препаратов и сертификат. Пакет документов среднестатистического косметолога крайне редко соответствуют всем этим требованиям. Более того, и в некоторых уважаемых клиниках доктора обучают друг друга без аккредитации компании. Конечно, это сказывается на качестве.
Вместо чувственных губ — операция
Сегодня очень популярны филлеры, например, содержащие гидроксиапатит кальция, так как он обеспечивает долгосрочный эффект. Фармкомпании поощряют косметологов бонусными поездками на зарубежные конгрессы: купил определенный объем препарата — получил билет в Монако или Париж.
Но полусинтетические филлеры полностью не рассасываются. При возникновении осложнений, например гранулём, приходится удалять препарат оперативным путем. Других способов нет. К сожалению, после вмешательства остаются рубцы.
Наиболее распространенные причины осложнений — препараты непонятного происхождения и техника введения.
Происходят вещи и пострашнее. Предприимчивые люди нашли «альтернативу» дорогим филлерам: использовали вазелин для увеличения ягодиц, груди и других частей тела. Поскольку «препарат» вводился очень глубоко, пациенты получили жуткие осложнения: воспалительные процессы, интоксикацию организма. Как и в случае с губами, единственный способ решения проблемы — операция.
«Брови Мефистофеля» — меньшее из зол
Осложнения после постановки ботулотоксина возникают по двум причинам. Первая — некачественный материал. В России широко применяют, например, «китайский Ботокс», который я пока не встречала за рубежом, так же как и в клиниках в Пекине, где была в бизнес-туре. После постановки такого чудо-препарата редко работают другие ботулотоксины. Чтобы в следующий раз получить желаемый эффект, пациенту придется ввести большую дозу препарата. Альтернативный вариант — забыть о ботоксе лет на пять.
Большое количество контрафакта поступает из Грузии и Турции. Основная зона его распространения — Южный федеральный округ, но территория распространения нелегальных поставок ежемесячно расширяется в связи с растущим спросом на дешевые препараты. И большая часть из них, к сожалению, не зарегистрирована.
На электронную почту любого косметолога, и особенно главврачей, ежедневно приходят рассылки от агентов, предлагающих как сертифицированные препараты, так и те, названия которых мы не утруждаемся запоминать.
Вторая причина неудач — отсутствие необходимых знаний в области анатомии у косметологов. А это базовая составляющая успешной постановки ботулотоксина. Если точка выбрана неправильно, пациент может получить «брови Мефистофеля» или птоз верхнего века.
С точки зрения долгосрочности и обратимости негативных последствий инъекции ботулотоксина — меньшее из зол. Эффект исчезает через 6-8 месяцев. Но осложнения выбивают людей из привычного ритма жизни. Если одна бровь выше другой или веко полностью опустилось, с трудом можно спокойно смотреть на себя в зеркало. Таких пациентов можно реабилитировать, но не за два-три дня. Обычно процесс занимает от трех недель до нескольких месяцев.
Как рубцы создают эффект лифтинга
Мы почти не практикуем нитевой лифтинг. Прибегаем к нему, когда пациент с очень сильным провисанием нижней трети лица не готов к пластической операции. Постановка нитей — серьезное вмешательство, у нас эти процедуры проводят только врачи с хирургическим профилем и косметологи с огромным стажем.
Почему я скептически отношусь к нитевому лифтингу? При введении нитей формируется фиброз (рубцовые изменения). В общем-то нити можно и не вводить: сделал прокол — и получил эффект. Некоторые косметологи так и поступают, не информируя об этом клиента.
Как себя обезопасить:
1. Соберите информацию
Проверьте наличие медицинской лицензии на соответствующие виды деятельности на сайте клиники. Узнайте, какими документами располагают врачи. Найдите в интернете некоммерческие публикации о применяемых технологиях, например, на профессиональных порталах. Почитайте отзывы, хотя доверять им становится все труднее. Думаю, все помнят историю, когда TripAdvisor наградил несуществующий «топовый» ресторан в Лондоне.
2. Проверяйте препараты
Посмотрите на упаковку: надписи должны быть на русском языке — это показатель того, что препарат сертифицирован в России. Если видите обозначения только на иностранном языке, не сомневайтесь, препарат ввезен в страну нелегально.
К слову: российские косметологи выезжают с чемоданами препаратов за рубеж. Они ставят инъекции клиентам, которые в течение года курсируют между Россией и Лазурным берегом, например. Я встретила в самолете такого косметолога. Для меня существование подобного сервиса стало открытием.
Косметолог должен вскрыть препарат при вас.
При постановке ботулотоксина пациенту трудно оценить количество вводимого препарата, например, вместо 20 оплаченных единиц косметолог может поставить 10. Как проверить? Ботокс вводится инсулиновыми шприцами, вы можете оценить объем до и после процедуры.
Пациент имеет полное право проверить препарат. Возможно, это не понравится доктору. Но не стесняйтесь этого делать.
3. Не пренебрегайте документами.
Информированное согласие должен подписать врач, который ставит инъекции, а не Иван Иванович — единственный аккредитованный специалист клиники. При постановке филлера голограмму с упаковки препарата должны вклеить в информированное согласие. Ее отсутствие — повод задать вопрос.
Документы — ваша доказательная база в случае осложнения. Без них пациент не защищен. По Закону о защите прав потребителей клиника должна провести реабилитационные мероприятия, возместить материальный и моральный ущерб.
Как правило, осложнения после инъекций возникают у тех, кто обращается к «домашним косметологам». В этом случае, к сожалению, у человека нет шансов на получение сатисфакции. За последние полгода количество первичных пациентов, обращающихся с такими осложнениями, выросло в геометрической прогрессии.
И напоследок
Возраст обращения за инъекциями существенно снизился. Желание соответствовать формируется у девочек довольно рано. Они видят моделей с пухлыми губами и точеными подбородками и всеми правдами и неправдами пытаются добиться такого эффекта. Ни один здравомыслящий родитель не подпишет информированное согласие на постановку ребенку филлеров или нитей. Но «домашние косметологи» его и не просят. Хотя и некоторые официально работающие клиники тоже. Недавно в Москве была громкая история: одна клиника не гнушалась ставить филлеры несовершеннолетним. В Екатеринбурге, к счастью, я не слышала о подобных прецедентах.
Берегите себя и своих близких!