Меню

Юридические услуги - 26.02.2007

эксперты Владимир Ардашев управляющий партнер юридической фирмы «Ардашев и Партнеры» Владимир Винницкий председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Сергей Егор

Юридические фирмы Екатеринбурга делятся на две категории. Одни активно диверсифицируют бизнес, так как клиенты хотят получать весь комплекс услуг в одном месте. Вторые предпочитают узкую направленность, объясняя, что при этом возрастает качество. В поиске золотой середины игроки рынка выстраивают партнерские отношения, объединяя услуги компаний разных специализаций в единые прайс-листы.

эксперты
Владимир Ардашев
управляющий партнер юридической фирмы «Ардашев и Партнеры»
Владимир Винницкий
председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов
Сергей Егоров
директор екатеринбургского отделения юридической фирмы «Городисский и Партнеры»
Анастасия Махнева
управляющий Уральской правовой палаты
Сергей Ренжин
директор группы компаний «Аваль»
Владимир Ширяев
управляющий партнер адвокатского бюро «Оферта»

Сколько зарабатывает крупная юридическая компания
Есть ли шанс у молодых игроков выбиться в лидеры
Что такое мультилистинг
Зачем юристам Кодекс профессиональной этики

Объем рынка юридических услуг Екатеринбурга эксперты оценивают лишь приблизительно. ВЛАДИМИР ­АРДАШЕВ, управляющий парт­нер юридической фирмы «Ардашев и Партнеры»: «Два года назад мои коллеги приводили цифры в 150-200 млн руб. Даже тогда эта величина была занижена как минимум в два раза. Сейчас емкость рынка исчисляется уже миллиардами рублей». По наблюдению ВЛАДИМИРА ВИННИЦКОГО, председателя президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов, ежегодно совокупные обороты юридических компаний Екатеринбурга увеличиваются на 20-30%.

СЕРГЕЙ РЕНЖИН, директор группы компаний «Аваль», объясняет: достоверные данные об объеме рынка отсутствуют, поскольку операторы не раскрывают финансовую информацию. «Нет точной статистики даже о количестве юридических компаний города», — добавляет АНАСТАСИЯ МАХНеВА, управляющий Уральской правовой палаты (УПП).

Крупные юридические компании вне конкуренции

Как оценивают эксперты, в уральской столице от 400 до 500 юридических фирм. Сергей Ренжин разделяет их на три неравные группы. Первая — не более десятка компаний-лидеров, месячная выручка каждой из которых свыше 500 тыс. руб. К этой категории эксперты относят таких операторов рынка, как «Левъ», «Ардашев и Партнеры», «Аваль», «Интеллект-С», «Юрико», «Юрлига» и др. Вторая группа по классификации г-на Ренжина — 20-30 юридических контор средней руки (оборот от 200 до 500 тыс. руб. в месяц). Третья — многочисленные мелкие фирмы и частнопрактикующие юристы. Они, говорит Сергей Ренжин, зарабатывают от 50 до 200 тыс. руб. в месяц.

«Ежегодно в Екатеринбурге открывается несколько десятков юридических компаний, — рассказывает СЕРГЕЙ ­ЕГОРОВ, директор екатеринбургского отделения юридической фирмы «Городисский и Партнеры», — однако примерно столько же закрывается». Новых игроков, по словам г-на Егорова, привлекает невысокий порог вхождения (около 300 тыс. руб.). «Кроме того, одна только Уральская государственная юридическая академия ежегодно поставляет на рынок труда около тысячи юристов. Существующим компаниям требуется лишь несколько десятков новых сотрудников в год. А где работать остальным? Один из вариантов для них — создание собственной конторы по принципу: стол, стул, компьютер, объявление «Юристы. Дешево» на столб. И можно начинать работать», — добавляет Владимир Винницкий.

В сегменте молодых участников рынка конкуренция наиболее жесткая, считает Сергей Ренжин. Новички, полагает он, не могут соперничать со старожилами по качеству услуг и единственный шанс для них задержаться — установить максимально низкие цены. «Чтобы наработать репутацию, таким фирмам приходится несколько лет мириться с крайне низкой прибылью и платить сотрудникам по 5 тыс. руб., — продолжает г-н Ренжин. — Не выдержавшие борьбы вынуждены закрываться». Владимир Винницкий категорично заявляет, что компании, открывшиеся за последнее время, вообще никогда не смогут войти в группу лидеров.

Владимир Ардашев убежден, что ключевое конкурентное преимущество старожилов — их репутация, напрямую связанная с опытом работы на рынке. Все они оказывают юридические услуги более десяти лет. За это время лидеры сформировали собственные клиентские базы и отстроились, таким образом, от конкуренции с некрупными операторами рынка и между собой, считают эксперты. «С молодыми игроками они не пересекаются вообще, а друг с другом сталкиваются только на судебных слушаниях, когда выступают «по разные стороны баррикад», — пояснил Сергей Егоров.

Юридические фирмы создают Кодекс профессиональной этики

Особняком на рынке стоят адвокаты. Этот статус выпускники юридических факультетов получают, сдав дополнительный экзамен квалификационной комиссии адвокатской палаты. По закону для допуска к экзамену, помимо профильного образования, претендент должен иметь стаж работы по специальности не менее двух лет либо пройти годичную стажировку в адвокатском объединении.

Государство запрещает таким специалистам вести предпринимательскую деятельность. В отличие от юридических фирм, адвокаты не могут оказывать «околоправовые» услуги, например заниматься аудитом, вести бухгалтерский учет, проводить лицензирование. В ряде случаев они обязаны работать бесплатно, не платить адвокату, в частности, могут ветераны ВОВ и жертвы политических репрессий.

Зато только адвокаты вправе представлять интересы клиентов в суде по уголовным делам. Еще одно преимущество статуса — иммунитет, обеспечиваемый законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». «Ни милиция, ни прокуратура, ни любые другие государственные органы не могут получить у адвоката информацию, связанную с делом, которым он занимается», — поясняет ВЛАДИМИР ШИРЯЕВ, управляющий партнер адвокатского бюро «Оферта». Даже если удастся изъять документы, их нельзя использовать как доказательства в суде, добавляет Владимир Винницкий.

Все юристы, обладающие этим статусом, должны следовать Кодексу профессиональной этики адвоката — он призван гарантировать качество услуг и добросовестность работы. Владимир Ширяев: «Государство обязало адвокатов соблюдать профессиональную тайну, запретило переходить от одной стороны правового конфликта к другой и т. д. Нарушение Кодекса ведет к потере адвокатского статуса».

У остальных участников рынка нет документа, прописывающего единые нормы и стандарты работы. Решить проблему рассчитывает Уральская правовая палата — она разрабатывает Кодекс профессиональной этики юриста. Документ не будет иметь юридической силы, но его соблюдение станет обязательным для всех членов УПП, в которую сейчас входят двенадцать компаний («Аваль», «Ардашев и Партнеры», «Интеллект-С», «Левъ & Левъ-аудит», «ЭНСО», «Юрико», «Юрлига» и др.).

Лидеры рынка предпочитают не работать с физическими лицами

Прямые конкуренты юридических фирм и адвокатов — юридические отделы компаний. Как оценил Владимир Ардашев, крупный бизнес на 85-90% удовлетворяет свои потребности в юридическом сопровождении с помощью штатных специалистов. На правовой аутсорсинг, по его словам, предприятия отдают сложные корпоративные, налоговые споры, сопровождение масштабных инвестиционных проектов, реорганизацию бизнеса. «Поэтому большие компании предпочитают сотрудничать с лидерами рынка юридических услуг», — делает вывод г-н Ардашев.

Средний бизнес, как подсчитал Владимир Ардашев, обращается к сторонним юристам в 40% случаев, на аутсорсинг такие фирмы отдают более простые юридические задачи, при этом для них важна цена услуг. «Суммы, указанные в прайс-листах лидеров и организаций «второго плана», могут отличаться в несколько раз. Малые предприятия готовы сотрудничать с юристами средней квалификации, — отметил г-н Ардашев. — А по относительно простым вопросам — регистрация компаний, получение лицензий — они обращаются и к новичкам юридического рынка».

Представители малого бизнеса обычно вообще не имеют в штате собственных юристов. Но и запросы таких клиентов настолько просты, что для их решения достаточно бесплатной телефонной консультации, утверждает г-н Ардашев.

Ключевые клиенты молодых юридических контор, по словам Анастасии Махневой, — физические лица. Лидеры рынка, напротив, предпочитают не оказывать услуг частникам вообще (этой позиции придерживается, например, юридическая фирма «Ардашев и Партнеры») либо работают с теми, кто обратился, но специально сотрудничество с физлицами не продвигают (такой подход декларирует, скажем, группа компаний «Аваль»). «При одинаковых временных и интеллектуальных затратах услуги по сопровождению бизнеса приносят в разы больше прибыли, чем работа с частными лицами, — поясняет г-жа Махнева. — Малые юридические конторы просто вынуждены сотрудничать с гражданами — им сложно привлекать корпоративных заказчиков».

Государство меняет структуру спроса на услуги юристов

Структура спроса на услуги юридических компаний напрямую зависит от законотворческой деятельности государства.

По оценкам экспертов, сильное влияние на запросы клиентов в прошлом году оказали поправки, внесенные в Налоговый кодекс (НК). «Законодатель практически отрезал бизнес от множества схем ухода от налогов, которые еще год назад безнаказанно использовали предприниматели», — поясняет Сергей Ренжин. Потеряли актуальность, отмечает он, полулегальные операции, связанные с куплей-продажей готовых компаний, и «зар­платы в конвертах».

С другой стороны, новая редакция НК РФ позволила бизнесу активнее оспаривать решения налоговых инспекций. Сергей Ренжин: «Теперь отстоять свои права в суде и вернуть деньги значительно проще — пару лет назад спорить с налоговой практически никто не решался».

В связи с изменениями законодательной базы падает число обращений в юридические фирмы за типовыми услугами, такими как регистрация и ликвидация юридических лиц, и усиливается спрос на представительство интересов клиента в суде, заметил Владимир Ардашев: «Наша компания, к примеру, отказалась от регистрации и ликвидации компаний вообще».

По наблюдению г-на Ардашева, большое число потенциальных клиентов юридических фирм не используют все возможности, которые предоставил им законодатель. К примеру, не все компании понимают, что могут успешно оспаривать решения налоговиков в суде. Поэтому лучшим способом продвижения юристы считают «правовой ликбез». Владимир Ардашев: «Например, мы еженедельно делаем электронную рассылку статей по злободневным налоговым проблемам, показывая эффективные пути их решения, и тем самым формируем потребность в наших услугах».

Юристы налаживают партнерские отношения между собой

Стратегии развития крупнейших игроков юридического рынка различаются. Одни стремятся максимально расширить перечень оказываемых услуг, превращаясь в «юридические супермаркеты», другие предпочитают специализироваться.

Представители первой группы объясняют свою позицию особенностями спроса. Владимир Ардашев: «Клиент делится с юристом проблемами, о которых может опасаться рассказать даже собственной жене. Естественно, он заинтересован в том, чтобы этой информацией обладал максимально ограниченный круг лиц. Поэтому такой клиент далеко не всегда готов отдавать задачи по юридическому сопровождению бизнеса разным конторам».

Одной из первых по пути расширения спектра услуг пошла фирма «Левъ». На базе юридической конторы создали группу компаний «Левъ & Левъ-аудит», в которую вошли сама фирма «Левъ», а также «Левъ-аудит» (аудиторские услуги), корпорация «Левъ» (управление юридическими лицами, проектами, издательская деятельность), адвокатский кабинет «Левъ-адвокат», Lion Consulting Group S.R.O. (комплекс юридических, бухгалтерских и риелторских услуг в Чехии).

По тому же принципу развивается группа компаний «Аваль». Сегодня в ее состав входят магазин бизнеса, юридическое и лицензионное агентства, бюро судебной защиты, частное охранное предприятие и центр сертификации по международному стандарту ISO 9000. Основную часть прибыли, по словам Сергея Ренжина, «Авалю» приносят как раз «околоюридические» услуги. А непрофильную для юристов сертификацию по ISO он называет одним из ключевых направлений деятельности ГК.

Операторы рынка, выбравшие узкую специализацию, считают, что активная диверсификация может привести к снижению качества юридических услуг. Сосредоточиться на одном направлении предпочли, в частности, «Городисский и Партнеры» (правовая охрана интеллектуальной собственности) и «Частное право» (корпоративные споры). Сергей Егоров уверен: с ужесточением конкуренции компании будут вынуждены отказываться от непрофильных активов и концентрироваться на оказании небольшого спектра услуг.

Уральская правовая палата рассчитывает совместить преимущества каждого из подходов. Анастасия Махнева объясняет, что УПП c 2006 г. внедрила систему мультилистинга — это способ взаимодействия компаний, когда непрофильные для одной фирмы вопросы переадресуются другим юридическим организациям. Палата разработала единый прайс-лист на услуги ее участников, с которым может ознакомиться клиент любой фирмы, входящей в УПП. Сергей Ренжин поясняет преимущества мультилистинга на примере собственной компании: «Мы не предоставляем услуг оценки. Но теперь можем не отказывать клиенту, а передать заказ члену палаты, который этим занимается». В итоге, по его словам, выигрывают и юристы, и их клиенты. Заказчику не приходится привлекать к юридическому сопровождению еще одну компанию — договор он подписывает с той фирмой, в которую обратился, она же несет ответственность перед клиентом за качество предоставленной услуги. А юридическая контора, в свою очередь, может не развивать непрофильную для себя услугу.

Организации — члены УПП утверждают, что их клиенты уже оценили возможности системы мультилистинга и активно пользуются услугами, указанными в едином прайс-листе. Как прогнозирует Сергей Егоров, в будущем выстраивание партнерских отношений между юридическими конторами разного профиля станет общепринятой практикой.