Меню

ЮРИЙ ДОМБРОВСКИЙ: Регионалы не конкурируют с "большой тройкой"

  Еще несколько лет назад аналитики дружно предрекали независимым региональным операторам скорый уход с рынка. Казалось, тягаться с возможностями «большой тройки» (МТС, «МегаФон», «ВымпелКом») они

Даже в период рецессии у независимых региональных сотовых компаний есть возможности для развития, убежден Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС). Своего клиента они успешно завоевывают низкой ценой. Да и мегазатратное строительство сетей нового поколения 3G и 4G им по силам — если сумеют объединиться.

 

Еще несколько лет назад аналитики дружно предрекали независимым региональным операторам скорый уход с рынка. Казалось, тягаться с возможностями «большой тройки» (МТС, «МегаФон», «ВымпелКом») они не смогут. Однако сдавать позиции локальные игроки не собираются по сей день. Их козырь, по словам Юрия Домбровского,  — ценовая политика: «Эти операторы— дискаунтеры, и свою экономику они всегда строили таким образом, чтобы предоставлять абонентам услуги дешевле, чем «большая тройка». В условиях падения доходов населения эта стратегия оказалась весьма выигрышной».

Главное оружие— цена
По данным MForum Analytics, в I квартале 2009 г. тарифы на рынке сотовой связи России по сравнению с концом 2008 г. снизились на 21%, при этом тарифы региональных операторов в среднем были на 10-15% дешевле, чем у компаний «большой тройки». По словам г-на Домбровского, локальные игроки намерены и впредь держать цены на относительно низком уровне, несмотря на общерыночное падение ARPU.
Получается, денежный стимул — единственный эффективный ход для региональных операторов?
— Он главный, но вовсе не единственный. Есть много способов привлечения абонентов — дополнительные услуги, качество обслуживания. Но основной— все-таки цена.
Причем интересно, что в тех регионах, где действуют местные операторы, услуги связи для абонентов значительно дешевле. Потому что присутствие региональных игроков вынуждает «большую тройку» существенно снижать цены! Яркий пример— Краснодарский край. Там среднемесячные затраты пользователей мобильной связи были одними из самых высоких в России. После того как в регион зашла TELE2, компании «большой тройки» обвалили цены. Сейчас Краснодарский край— ценовой лидер, там сотовая связь самая дешевая в России. Если мы посмотрим данные агентства ComNews Research за 2008 г., то увидим, что в регионах, где конкуренция выше, затраты абонентов на сотовую связь ниже на 20-30%.
Регионалам и их федеральным конкурентам часто приходится играть на одном поле, но их отношения нельзя назвать безоблачными. В августе АРОС обратилась с жалобой в ФАС на «ВымпелКом» из-за проблем с присоединением региональных операторов к его сетям. Отношения обострились?
— В последний год присоединение локальных операторов к сетям «большой тройки» стало серьезной проблемой. Регионалы регулярно сталкиваются с отказами в присоединении либо с дискриминационными условиями присоединения, например заградительными тарифами. Это делает коммуникации абонентов региональных сетей с абонентами «большой тройки» проблематичными— труднее дозвониться. И самим региональным компаниям эти звонки обходятся дороже, потому что их приходится пускать обходным путем через «Ростелеком».
Сейчас жалобы локальных операторов касаются прежде всего «ВымпелКома». С МТС и «МегаФоном» за последние полгода у нас проблем не было— помогли переговоры. А вот до «ВымпелКома» достучаться не удалось. Поэтому здесь будет идти борьба на законодательном поле. В нашем понимании отказы в присоединении— это дискриминация, нежелание пускать других игроков на рынок. В Европе любое присо­единение к сетям обязательно. В России положение закона «О связи», которое преду­сматривает равные условия присоединения всех участников рынка, распространяется только на существенных операторов. А к существенным операторам относится лишь «Связь­инвест», хотя доля «большой тройки» по числу абонентов уже превзошла долю «Связь­инвеста».
Строить сети 3G и 4G лучше сообща
Сейчас независимые компании сотовой связи, не входящие в «большую тройку», работают в большинстве регионов России. Всего их более десяти, включая группы операторов (СМАРТС и TELE2), а их совокупная доля рынка, по данным АРОС, в регионах присутствия составляет более 20%. «Тенденции снижения этой доли не наблюдается. Число абонентов у региональных операторов растет сопоставимыми темпами, а иногда и быстрее, чем у «большой тройки», — замечает Юрий Домбровский. Сейчас, по его оценкам, у региональных компаний порядка 33 млн абонентов.
Последние несколько лет на региональных сотовых рынках активно шли объединительные процессы. К примеру, TELE2 купила несколько локальных игроков. Стоит ли ожидать новых поглощений, создания новых межрегиональных компаний?
— Это вопрос к собственникам. У любого объединения есть плюсы и минусы. Как представитель АСОР могу только отметить, что у нас есть компании, которые очень успешно действуют в одном регионе. К примеру, «Екатеринбург 2000», лидирующий в Свердловской области, или НТК — лидер рынка в Приморском крае.
Один из сценариев реорганизации «Связьинвеста»1 предполагает объединение его сотовых активов с частными региональными операторами. Насколько вероятен такой вариант развития событий?
— Мы не можем комментировать эту ситуацию. Скажу только, что определенная коопе­рация между региональными операторами и «дочками» «Связьинвеста» уже идет: это сотрудничество в роуминге, обмен трафиком. В дальнейшем объединение усилий может выражаться в обмене решениями по менеджменту и маркетингу, строительстве дорогостоящих сетей нового поколения и т. д. Какую финальную форму приобретет проект— пока сказать сложно.
То есть вполне возможно, что региональные операторы будут строить сети 3G и 4G совместно со «Связьинвестом»?
— Не исключено. Поскольку сети 3G и 4G очень дорогие, вариантом для России могла бы быть опробованная на Западе модель, когда несколько компаний строят одну сеть и затем совместно ее используют. АРОС уже не один год развивает эту идею. В 2007 г., когда проводились конкурсы на получение лицензий 3G, мы создали консорциум из действующих региональных операторов GSM и подали заявку. Тогда победила «большая тройка», а нам отказали в рассмотрении, поскольку по условиям конкурса консорциум не мог принять в нем участие. Но мы надеемся, что наша идея все-таки осуществится.
А насколько «Связьинвесту» интересен такой консорциум?
— Для «Связьинвеста» это огромная экономия плюс использование опыта других компаний. На самом деле у многих региональных операторов есть мощные инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в сети нового поколения в России. Например, основной инвестор дальневосточной НТК— компания «Корея Телеком», один из крупнейших операторов Юго-Восточной Азии, имеющий большой опыт предоставления услуг 3G. У TELE2 есть большой опыт строительства совместных сетей: еще в 2006 г. компания построила и начала эксплуатировать в Швеции сеть 3G вместе со «шведским «Связьинвестом»— полугосударственной TeliaSonera. А недавно было объявлено, что TELE2 планирует создать сеть 4G уже совместно с «норвежским «Связьинвестом» — компанией Telenor. Западный опыт показывает, что объединение усилий позволяет значительно ускорить развертывание сетей нового поколения и предложить удобные цены для абонентов.
В России сейчас этот вопрос упирается лишь в получение лицензии.
Эффект лобби
Главная цель АРОС— создание либеральной телекоммуникационной среды и добросовестной конкуренции, отмечает Юрий Домбровский. В России эта задача чаще всего лоббистская.
— В одиночку игрокам донести свою позицию до властных структур непросто. Поэтому мы помогаем им взаимодействовать. Ключевой вопрос— изменение законодательства и нормативных актов таким образом, чтобы они обеспечивали конкуренцию. Поэтому наши представители участвуют в экспертных советах и рабочих группах Госдумы, Совета Федерации, Минкомсвязи, Россвязи, Федеральной антимонопольной службы.
Иногда возникают ситуации, когда региональные органы власти, на наш взгляд, нарушают законодательство. Например, это могут быть неправомерные требования ГУПов по аренде площадок. Тогда операторы обращаются к нам, и наша нормативно-правовая секция помогает им правильно построить отношения с властью, обратиться в антимонопольные или судебные органы.
Когда речь заходит об отстаивании интересов региональных игроков, вы объединяете усилия с компаниями «Связьинвеста» или действуете самостоятельно?
— Мы часто взаимодействуем. Например, в 2007 г., когда «большая тройка» установила несправедливые цены на меж­операторский трафик. Между собой они рассчитывались по 95 коп. за минуту, а с региональных компаний требовали 1,1 руб. Чтобы платить такую цену, региональным операторам пришлось бы увеличить тарифы для абонентов. Поэтому совместно с компаниями «Связьинвеста» мы подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Кончилось тем, что ФАС подтвердила факт сговора операторов «большой тройки» и вынесла им предписание снизить цены. А сейчас наши интересы совпадают относительно регулирования присоединения к сетям «большой тройки».
С «большой сотовой тройкой» вы только «воюете» или иногда все же действуете заодно?
— Безусловно, взаимодействуем. По многим регуляторным вопросам наши интересы совпадают! Например, очень серьезная проблема для всего рынка— санкции из-за нарушения административных правил. Согласно Уголовному кодексу, если оператор начинает эксплуатировать свою антенну, не получив на нее все разрешения, его действия могут быть квалифицированы как незаконная предпринимательская деятельность, которая подпадает под уголовную ответственность. Мы совместно с «большой тройкой» сейчас лоббируем в Думе изменения УК, чтобы такие небольшие и фактически вынужденные нарушения все-таки рассматривались как административные, а не уголовные.
Другой пример. Практически все сотовые компании в России сегодня являются сторонниками и лоббируют так называемую техническую нейтральность лицензии (то, что практикуют многие западные страны, в том числе США), чтобы в лицензии не было прописано, какой стандарт применять оператору. Это сделает отрасль более эффективной— и в этом все мобильные операторы солидарны.

 

 

Юрий Домбровский
Президент Ассоциации региональных операторов связи, председатель правления «TELE2 Россия»
Родился в 1949 г. в Ростове-на-Дону.
Достижения: лауреат Госпремии СССР 1983 г. в области науки и техники; профессор, доктор физико-математических наук; академик Международной академии информатизации; автор более 100 научных трудов.
Карьера: 1971-1992 гг. — Ростовский госуниверситет; 1993-2000 гг. — генеральный директор ЗАО «Ростовская сотовая связь»; 2000-2003 гг. — глава представительства компании Millicom/TELE2 в России; июль-декабрь 2003 г. — генеральный директор ЗАО «Скай Линк»; с 2003 г. — председатель совета директоров «TELE2 Россия».
В 2001 г. избран президентом «Ассоциации-800» (в октябре 2008 г. переименована в Ассоциацию региональных операторов связи — АРОС).

 

 

Чем больше операторов, тем ниже цены
Средние затраты пользователей мобильной связи в 2008 г., руб./мес.

Источник: ComNews Research.

 

 

Ядром государственного оператора сотовой связи станет «Скай Линк»
В конце лета 2009 г. правительство одобрило обмен телекоммуникационными активами между АФК «Система» и государством. В результате обмена АФК «Система» избавится от долга перед Сбербанком на 26 млрд руб. и получит 23,3% акций МГТС. Государство, в свою очередь, доведет свою долю в ОАО «Связьинвест» до 100%, а также получит 100% акций сотового оператора «Скай Линк». Консолидацию акций «Скай Линка» в правительстве РФ считают важным элементом в построении единого федерального сотового оператора. «Скай Линк» владеет лицензиями CDMA на 30 регионов, а также GSM-лицензиями на 45 регионов.