Юрий Ступак: генеральный директор компании «Лорри» Если 01, 02 и 03 молчат – звоните в «БЖ». Редакция тоже латает раны, ищет виноватых и тушит пожары, а в особо тяжелых случаях остужает геро
Раз в полгода я сажусь за руль грузовика сам. Беру машину, гружусь тем же грузом, который мы возим обычно, и все – поехали в контрольный рейс. Делаю я это для того, чтобы понимать, каково сегодня приходится водителю, который ездит в международные рейсы. Какие бревна лежат у него на дороге, что препятствует нормальному состоянию водителя, что его нервирует, как обстоят дела с заправками, появились ли долгожданные помощники или все осталось по-прежнему: только гаишники, таможенники и все остальные. После каждой такой вылазки возникают новые занозы.
Я могу одно сказать: задесять лет очереди на пограничных переходах так и не сократились. Мы при заходе в Россию из Латвии сутки стоим на таможне. Я как-то разговаривал с начальником смены на этом таможенном посту и спросил, почему мы простояли 26 часов. Он мне объяснил, что еще до кризиса шесть инспекторов таможни обслуживали за 12 часов (за смену) 240 автомобилей. В сутки получалось 480 автомобилей. Сейчас сидит этих инспекторов 12 человек. За 12 часов они обслуживают 150 машин. То есть за сутки они обслуживают всего 300. Спрашиваю: ну раз вы сами знаете, что хуже работаете для нас, для автомобилистов, почему вы с этим не боретесь? Они отвечают: а мы не можем – потому что у ФТС России есть целых 12 департаментов и каждый департамент хочет с границы получать напрямую на свои компьютеры ту информацию, которую он считает нужной. Поэтому таможенный инспектор при оформлении автомобиля вынужден 12 раз разные 12 программ открыть, в каждую из этих программ занести одни и те же данные: номер автомобиля, номер полуприцепа, фамилию водителя, код груза, описание груза, номер документов машины, номер сопроводительных документов. И все это он делает 12 раз.
Мне стало все понятно. Получается, что численность таможенников на переходе увеличили в два раза, а скорости прохода автомобилей это не просто не добавило, наоборот – снизило. Где тот призыв президента, который говорит нам, что нужно увеличивать производительность труда чуть ли не в 4 раза? Я не знаю, как этого добиться, так как мы выжимаем из машины и водителя все, что можно выжать, соблюдая законодательство РФ.
Была бы моя воля, я бы заставил всех работать без суббот и воскресений – потому что стоять не должен автомобильный транспорт. Это, как меня учили, кровеносные сосуды экономики. Они должны только двигаться. Так, как работает железнодорожный транспорт. Не должны для автомобилей быть закрыты ворота заводов. Ни в субботу, ни в воскресенье. Ни в день и ни в ночь. Кстати говоря, на заводах цеха отгрузки работают круглосуточно. Но только для автомобилей они все равно закрыты. Я это раскусил, и мы уже пользуемся этим. Мы грузимся ночью, грузимся всубботу и воскресенье. Но не везде. Почему? Еще один камень преткновения.
Сейчас у нас есть новая государственная компания – Росграница называется. Д. А. Медведев ее создал, чтобы обустраивать границы, чтобы были нормальные автомобильные посты, порты и так далее. Внутри этой Росграницы появилась еще одна организация – Росстройграница. Руководитель этого ведомства, давая интервью, с радостью докладывает, что они сейчас защитили программу развития своего предприятия до 2015 года. Теперь на каждом направлении они обязуются построить автомобильные логистические накопители. Там будут большие площадки, на которых можно разместить подвижной состав, которые будут оборудованы и туалетами теплыми, и кафе. Можно пообедать, можно отдохнуть. Даже поставят сервис – можно будет мелкий ремонт сделать. Я считаю, что это опять зарытые вземлю деньги, потому что мне даже теплого туалета не надо, чтобы пройти границу. Дайте мне 15 минут и все. И сэкономьте на туалетах, на кафе, на асфальте – на всем этом сэкономьте. Не тратьте деньги налогоплательщиков.
Если я за 15 минут до окончания работы таможни в Гамбурге успеваю затаможиться, то у меня волосы действительно стоят дыбом. Так что если чем-то меня можно удивить, то только профессиональным отношением к делу. Потому что я захожу туда без пятнадцати пять, и без одной минуты пять я выхожу оттуда оформленным. Вот это меня поражает. И совершенно нисколько не удивляет меня, когда мы сутки стоим на границе с Россией, возвращаясь домой. Это обыденно. И правду‑матку не найдешь: кто прав, кто виноват, почему машины стоят? Непробиваемые вопросы. Все регламентировано, все давно написано. Но все это на том же самом уровне, как и было.
Вот мы вроде бы неуважительно относимся к гаишникам, но какое может быть уважение, если они специально создают препятствия на дорогах? К примеру, ставят знаки «40» там, где можно «60». А у нас ведь не действуют правила автобана. На дороги не то что тракторы – даже конные повозки выходят. И все! Нельзя же обгонять! И водителю приходится идти на нарушения. А гаишникам только это и надо. Они стоят и ждут – и дожидаются своего. Водителя лишают прав. А инспекторы стоят как бы ни при чем. Вроде как – не я же тебя лишаю. Иди к мировому судье, суд все решит. Но водитель же все давно понимает, потому и предлагает: «Может быть, договоримся…» – «Давай договоримся». Ему только это и надо. Я вот в Германии гаишников вообще на дорогах не вижу. Но я знаю: не дай бог случится авария, они тут же откуда-то появляются. Через пять минут приезжают с эвакуатором, тут же расчищают трассу. Если этого не сделать, то через 20 минут будет 20-километровая пробка. Потому что там идут 80 км хвост в хвост. И у них телефонов не бывает занятых. А у нас попробуй дозвонись хоть 02, хоть 03, хоть 01. Там это все делается вмиг. Потому что там невозможно остановить машину на автобане. Там действительно транспорт – это кровеносные артерии экономики. А у нас так… Доедет когда-нибудь водитель – и ладно.