Меню

Юристы и аудиторы извлекли пользу из кризиса

эксперты Виктор Акулян директор Уральского регионального центра компании KPMG Игорь Басаргин управляющий партнер компании Incor Alliance Law Татьяна Басманова директор аудиторской группы «Капитал»

Местные юристы и аудиторы сходятся во мнении, что пока кризис им на руку. Клиенты, стремящиеся минимизировать свои расходы, проявляют все больший интерес к налоговому аудиту, налоговым спорам, вопросам структурирования бизнеса и работе с задолженностями.

эксперты
Виктор Акулян
директор Уральского регионального центра компании KPMG
Игорь Басаргин
управляющий партнер компании Incor Alliance Law
Татьяна Басманова
директор аудиторской группы «Капитал»
Ирина Мамина
генеральный директор компании «Аудиторское партнерство»
Роман Речкин
партнер, начальник отдела правовых споров Агентства юридической безопасности юридической фирмы «ИНТЕЛЛЕКТ-С»
Ярослав Савин
партнер, руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности консалтинговой группы «Ардашев и Партнеры»
Игорь Теущаков
президент Ассоциации «Налоги России»

Почему «большая четверка» теряет клиентов?
Зачем налогоплательщики возвращаются к серым схемам?
Какие законопроекты могут изменить рынок юридических услуг?

Нарынке юридических и аудиторских услуг произошло существенное перераспределение спроса. Еще в начале года клиенты строили амбициозные планы по укрупнению бизнеса, для чего заказывали услуги сопровождения сделок слияния и поглощения, пред-IPO и размещения акций на крупнейших мировых биржах. Но уже во втором полугодии компании перестали надеяться на рост, выбрав стратегию сохранения. Соответственно крупные международные игроки, которые специализировались в основном на дорогостоящих услугах транснациональных масштабов, закономерно ощутили отток клиентов.

«Большая четверка» не успела перетянуть клиентов у местных игроков

Главным событием I-III кварталов 2008 г. для аудиторского рынка Екатеринбурга стало открытие офиса компании PricewaterhouseCoopers. В городе на тот момент уже были представлены два других участника «большой четверки» — Ernst & Young и KPMG, а также компания «БДО Юникон», входящая в международную сеть BDO International. Местные аудиторы всерьез опасались, что с появлением третьего международного игрока отток заказов к брендовым конкурентам усилится. Однако резкого передела рынка не произошло.

Клиенты продолжили сотрудничать одновременно и с местными, и с иностранными аудиторами. К представителям «большой четверки» обращались, когда был необходим аудит по международным стандартам. «Например, если клиент хотел разместить акции на международной бирже», — отмечает ВИКТОР АКУЛЯН, директор Уральского регионального центра компании KPMG. Но по текущим вопросам по-прежнему пользовались услугами екатеринбургских экспертов. «В России велики налоговые риски, а транснациональные игроки, в отличие от местных, уделяют мало внимания налоговому аудиту», — уточняет ИГОРЬ ТЕУЩАКОВ, президент Ассоциации «Налоги России».

С наступлением кризиса клиенты «большой четверки» почти потеряли интерес к экспансии и стали экономнее: начали вести переговоры по снижению тарифов, отказываться от дорогостоящих услуг в пользу доступных местных (цены на услуги международных аудиторов в четыре-десять раз выше прайсов региональных игроков). В итоге получило развитие направление бюджетного международного аудита. «В этом случае проверку осуществляет местная фирма, и она один-два раза в год подтверждает международный уровень своих услуг перед иностранным аудитором», — добавляет г-н Теущаков.

Клиенты вспомнили о серых схемах

По словам ЯРОСЛАВА САВИНА, партнера, руководителя Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности консалтинговой группы «Ардашев и Парт­неры», в понимании русского бизнесмена сокращение издержек — это в первую очередь экономия на налогах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с сентября стабильно растет спрос на полулегальные налоговые схемы и механизмы увольнения персонала.

Интерес местных клиентов к налоговому праву всегда был довольно высок: по данным ТОП-листа «ДК», в 2007 г. его доля в обороте крупнейших юридических компаний составила 42%. «А за октябрь-ноябрь этого года спрос на такие услуги увеличился в три раза по сравнению с тем же периодом 2007 г. К нам недавно обратились представители компании, имеющей миллиардные обороты. Последние два года такие клиенты планомерно переходили на работу вбелую, а теперь в связи с кризисом решили вернуться к чемоданчикам и хитрым схемам», — рассказывает г-н Савин.

Попытка сэкономить на налогах толкает клиентов на разработку сложных холдинговых схем — констатируют эксперты. Однако, как отмечает Ярослав Савин, игры в прятки могут в итоге запутать самих налогоплательщиков в структуре их собственных компаний и спровоцировать повышенное внимание со стороны проверяющих органов. «Мы защищали телекоммуникационный холдинг, «дочкой» которого настойчиво заинтересовались налоговики. Претензия состояла в получении необоснованной налоговой выгоды, а причиной тому стали как раз непонятные взаимоотношения компании с остальными участниками холдинга», — г-н Савин вспоминает, что он с трудом убедил клиента представить суду полную картину взаимосвязей. Только тогда удалось выиграть дело.

«Сегодня юристам приходится стараться, чтобы их клиенты прекратили паниковать», — говорит ИГОРЬ БАСАРГИН, управляющий партнер компании Incor Alliance Law Office. Многие организации, успевшие произвести облигационные займы, оказались на грани банкротства: банки требуют возврата средств, а фирмы не могут ни вынуть деньги из оборота, ни распродать имущество. Г-н Басаргин: «Мы предлагаем этим предприятиям альтернативу банкротству — реструктуризацию текущих долгов в акционерный капитал в новой, более ликвидной структуре». Как замечает эксперт, в таких случаях основная сложность — убедить кредиторов, что стать мажоритарными акционерами новой структуры выгоднее, чем терпеть долгую и утомительную процедуру банкротства должника.

Налоговые органы ужесточают методы борьбы с уклонистами

Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы необдуманных действий со стороны налогоплательщиков станет значительно больше — причем как из-за финансового кризиса, так и по вине нововведений в российском законодательстве. Речь идет о Бюджетной стратегии РФ с 2010 до 2023 г., согласно которой не произойдет снижения налоговых ставок, будет увеличен размер обязательных социальных выплат и отменены специальные режимы налогообложения. По словам ИРИНЫ МАМИНОЙ, генерального директора компании «Аудиторское партнерство», одним из самых неприятных нововведений 2010 г. станет увеличение социальных выплат. «Особенно остро это почувствуют небольшие фирмы, использующие «вмененку» и «упрощенку», — вместо 14% ФОТ они начнут выплачивать Пенсионному фонду 34%», — уточняет г-жа Мамина. Лишняя нагрузка на зарплату вынудит предпринимателей, наконец-то сделавших свои доходы белыми, вновь увести их в тень. «Вернутся зарплаты в конвертах, где-то будут выплаты «натурой», и это приведет к обострению отношений бизнесменов и налоговиков», — прогнозирует Ирина Мамина.

Обоснованность подобных опасений признают все эксперты: в последние два года проверяющие органы перешли на более жесткие методы работы, в том числе с использованием информационных технологий. «Если раньше передвижение денежных средств отслеживали только по документам, теперь налоговики выясняют IP-адреса компьютеров, с которых организация осуществляла платежи через клиент-банк, и контролируют весь процесс перемещения финансов», — объясняет ТАТЬЯНА БАСМАНОВА, директор аудиторской группы «Капитал». Для выяснения IP-адреса налоговые органы обращаются к банкам, а те высылают официальный запрос организации-клиенту, нередко с угрозой о неисполнении платежа, если данные не будут раскрыты. Многие предпочитают не идти на конфликт и представляют запрашиваемые сведения, не понимая, что для подобных требований нужны веские основания и в большинстве случаев их невыполнение ничем не грозит, — добавляет г-жа Басманова.

Адвокаты хотят монополизировать юридический рынок

Не только налоговое законодательство вызывает у экспертов недоумение. Декабрь 2008 г. екатеринбургские юристы начали с эмоционального обсуждения законопроекта «Об оказании квалифицированной юридической помощи», в котором поднят вопрос регулирования юридического рынка. Согласно документу, любые виды платных юридических услуг неограниченному кругу лиц смогут предоставлять только адвокаты, нотариусы и патентные поверенные. Отдельные фирмы, которые составляют 90% юридического рынка Екатеринбурга, либо должны вступить в адвокатуру, либо отказаться от юридической практики.

Игроки юридического рынка соглашаются с необходимостью регулирования, однако предлагают иные способы. РОМАН РЕЧКИН, партнер, начальник отдела правовых споров Агентства юридической безопасности юридической фирмы «ИНТЕЛЛЕКТ-С», называет два цивилизованных варианта решения проблемы. Первый — создание саморегулируемых организаций, как это уже сделано на рынке аудиторских и оценочных услуг, а также применительно к деятельности арбитражных управляющих. Второй — возврат к лицензированию юридической деятельности.

Как полагает Игорь Басаргин, лицензирование — самое очевидное средство регулирования юридической деятельности. «Сегодня в России предоставлять юридические услуги может любое лицо, даже не имеющее специального образования. Нашим западным коллегам это кажется немыслимым», — отмечает он. Монополизация юридической деятельности адвокатами, уверен г-н Басаргин, резко снизит конкуренцию, как следствие, ухудшит качество и сократит спектр услуг: адвокаты специализируются на судебном представительстве, а, например, due diligence1 или защита корпоративного права лежат вне зоны их компетенции.

1 Due diligence — оценка компании перед ее продажей или покупкой.