Французское правительство собирается финансировать маркетинговые исследования уральского рынка. Корреспондент «ДК» решил выяснить, что ожидает 30 европейских компаний, представителей которых привез
Французское правительство собирается финансировать маркетинговые исследования уральского рынка. Корреспондент «ДК» решил выяснить, что ожидает 30 европейских компаний, представителей которых привезла министр внешней торговли Франции Кристин Лагард, и почему г-жа министр решила устроить премьеру новой модели бизнес-сотрудничества вначале в Екатеринбурге, а затем в Москве.
На третий этаж делового центра Атриум Палас Отеля Кристин Лагард поднялась пешком, не уступая в скорости лифту, в котором ехал корреспондент «ДК». Экс-председатель Всемирного исполнительного комитета консалтинговой компании Baker & McKenzie даже не запыхалась: скорее всего, сказался опыт преодоления лестниц карьерных1. Впрочем, спешка была неоправданной, поскольку речь мадам министра «приберегли на сладкое»: первым заговорил ее коллега из местных — Виктор Кокшаров, областной министр внешнеэкономических связей. Он сообщил, что торговый оборот Свердловской области с Францией за последние пять лет вырос в пять раз и достиг $200 млн, обозначил авангард франко-уральской бизнес-дружбы: компании Areva, Sagem, Auchan (ритейлер, к слову, перенес сроки открытия своего гипермаркета в ТЦ «Мега» на месяц — на 1 ноября), Bouygues Batiment International2 — и плавно перешел к искусству, отметив, что 12 ноября Уральский симфонический оркестр выступит в парижском зале «Плиель».
Кристин Лагард, наоборот, начала свою речь с искусства. Возникло впечатление, будто переводчик транслировал ей только последние реплики г-на Кокшарова и то, что тот говорил до симфонического оркестра, ей не передали, а поэтому она посчитала своим долгом кратко повторить спич предыдущего оратора. Потом, правда, расставила акценты: «Вы посылаете к нам своих музыкантов, мы — архитекторов и строителей, а лидеры наших стран успешно встречаются». Захватив одной фразой культуру, бизнес и политику, Кристин Лагард перешла к конкретике. Сперва местной: компания Vinci собирается построить здесь отель по проекту архитектора Жана-Мишеля Вильмотта, а потом национальной: Франция разработала долгосрочную программу «Курс на экспорт в Россию», о которой решено заявить в уральской столице, а затем в Москве. «В начале 2007 г. в Екатеринбурге откроется дипломатическое представительство Франции. Кроме того, французское правительство будет выделять ежегодно 500 тыс. евро на маркетинговые исследования Уральского региона. Если наш предприниматель захочет делать здесь бизнес, ему компенсируют до 80% затрат на изучение местного рынка: спроса, ключевых игроков и т. д. Также предусмотрен фонд, средства которого должны в определенном размере покрывать риски запуска предприятия в России».
Сделав паузу, г-жа Лагард внимательно посмотрела на сидящего рядом Жана-Франсуа Коллена, главу миссии по экономическим делам посольства Франции, но тот, сложив руки, как учили в советских школах, так углубился в изучение какого-то проспекта, что не смог оторваться. Позже корреспондент «ДК» выяснил, что именно его ведомству дали эти самые 500 тыс. евро и его эмиссары останутся заниматься маркетингом на Урале, предвосхищая появление диппредства.
Чтобы не упустить инициативу, мадам министр быстро нарисовала триптих разворачивающейся французской экспансии: «В прошлом году в Оперном театре Екатеринбурга прошел показ мод, скоро состоятся семинары, посвященные партнерству государства и частного бизнеса и возобновляемым видам энергии». Сразу стало понятно: французов беспокоит недостаток на Урале красивой одежды, затруднения в диалоге бизнеса и власти и грозящий энергокризис. Министр Кокшаров, почуяв неладное, решил перечислить успехи, достигнутые на переговорах дипмиссии с областными и городскими чиновниками. Выяснилось, что французских металлообработчиков ждут в Верхней Салде — там собираются создать свободную экономическую зону «Титановая долина», чтобы «ВСМПО-Ависма» было легче ковать детали для Airbus; машиностроителей, а точнее, компанию Bombardier хотят подрядить на тюнинг электровозов и трамваев, производимых на уральских заводах; ну и от корпорации «Альстом» ждут проекта по запуску «сотовых электростанций», способных питать энергией отдельные предприятия или городские районы.
Несмотря на активность областного министра, до г-жи Лагард все же дошла очередь поговорить о направлениях, где пересекаются франко-уральские интересы. Оказалось, что французам по большому счету все равно, чем заниматься. Мадам министр кратко объяснила суть методики работы французских чиновников от бизнеса с новыми рынками сбыта так: «В первую очередь мы — поставщики услуг: на что есть спрос, то и будем делать. Мы его изучим и предложим решение. Мне сказали, на Урале есть проблемы с жильем, транспортом, дорогами, переработкой отходов…» О переработке отходов французский министр упомянула аж два раза. Скорее всего, она уже знала о том, что министр промышленности и торговли Чехии Вацлав Петржичек договорился с мэром Екатеринбурга о строительстве мусороперерабатывающего завода, и теперь стремилась застолбить этот бизнес за своей страной. Корреспондент «ДК» спросил гостью, зачем все-таки нужен визит в уральскую столицу столь высокого чиновника, да еще и в обход Москвы: «Неужели французские бизнесмены не могут сами за себя постоять?» Г-жа Лагард оказалась первопроходцем: «Чтобы простимулировать появление французского бизнеса здесь, необходимо приехать лично. Если министр или депутат отправляется в неисследованный регион, предприниматели просто отправляются за ним». Фактически эта фраза стала последней на брифинге. Кристин Лагард сразу засобиралась на экскурсию к отелю «Хайатт», где, по словам очевидцев, ее посадили на стул и носили по всей стройплощадке на руках.
В соседнем зале один из 30 представителей французского бизнеса Франк Жерико, совладелец компании Gericot, проводил дегустацию своего вина. На вопрос, собирается ли он воспользоваться правительственной дотацией на исследование уральского алкогольного рынка, он ответил, что самостоятельно денег ему не добиться, проще заплатить из своего кармана, но если, скажем, пять виноделов смогут объединиться — шансы есть. Г-на Жерико заставила появиться в Екатеринбурге информация об акцизно-алкогольном кризисе в России: «У нас в Бордо все об этом только и говорят. Многие хотят успеть на этой волне войти на рынок, в том числе и я». Когда корреспондент «ДК» спросил, как г-н Жерико собирается привлечь к своей продукции местных алкодилеров, винодел ответил, что никак — это забота экономического отдела дипмиссии.
ПОДПИСИ
Кристин Лагард пообещала дать денег французским бизнесменам на исследование уральского рынка, но винодел Франк Жерико сомневается, что сможет их получить в одиночку.