— С 1 января 2000 года начали действовать 3 статьи Налогового кодекса, определяющие процедуру контроля за расходами граждан. Как Вы считаете, какова основная цель введения этих статей? — Основна
— С 1 января 2000 года начали действовать 3 статьи Налогового кодекса, определяющие процедуру контроля за расходами граждан. Как Вы считаете, какова основная цель введения этих статей?
— Основная цель введенных статей Налогового кодекса — заставить лиц, которые имеют нелегальные доходы или уходят от налогообложения, платить налоги. Таким образом, у налоговой инспекции появляется еще одна из многих мер контроля за доходами граждан и возможность увеличить поступления в бюджет от налога с физических лиц.
— Все это хорошо, но, на наш взгляд, механизм проведения контроля в Налоговом кодексе до конца не прописан. И создается впечатление, что никаких дополнительных актов государство по этому вопросу издавать не собирается.
— В принципе, механизм в Кодексе определен. Физическое лицо регистрирует сделку с имуществом, указанным в статье 86.1, в регистрирующем органе, который сообщает информацию о лицах, совершивших сделку с этим имуществом в налоговую инспекцию. В дальнейшем работа налоговых органов — проверить по своей базе данных, имелась ли возможность у физического лица сделать эти расходы. Если возникает сомнение, что он имел эту возможность на продекламированные доходы, то в этом случае налоговые органы имеют право потребовать от налогоплательщика подать специальную декларацию.
— Таким образом, получается, что специальную декларацию налоговые органы могут потребовать или не потребовать по своему усмотрению?
— Совершенно не обязательно, что если физическое лицо приобретает какое-то крупное имущество, то с него потребуют специальную декларацию. Если налоговые органы будут видеть, что у налогоплательщика или у его семьи было достаточно средств для приобретения этого имущества, то эта информация просто отойдет в сторону. Вопрос о предоставлении специальной декларации встанет только тогда, когда у налоговой инспекции возникнут сомнения по поводу его доходов.
— Тогда возникает вопрос о том, что должен существовать лимит, с которого начинается контроль налоговых органов, как это было предусмотрено отмененным Законом РФ № 116-ФЗ. А то сегодня получается, что любой человек, купивший "копейку" за 5000 руб., но не имеющий на данный момент оправдательных документов этих доходов, должен идти в налоговую инспекцию и доказывать, что эти деньги он в течение 10 лет копил на машину?
— Я считаю, что правильно сделали, что убрали этот лимит. Потому что к какому-то лимиту привязываться нет смысла. Нужно вспомнить, что у нас был аналогичный указ в 1986 г. о Декларировании доходов от совершения сделок на сумму свыше 10000 руб. И в то время это были большие деньги. Тем не менее с ростом инфляции
к 1990 г. эти деньги превратились в ничто. А такие декларации физические лица были обязаны составлять. Это один момент. Второй — для кого-то сумма, с которой начинался контроль за расходами, установленная в 1500 окладов минимальной оплаты труда, т.е. это 120 тыс. руб. в отмененном Законе, ничего не представляет, а для кого-то она огромна. Поэтому в Налоговом кодексе и идет речь о том, что налоговая инспекция использует всю информацию о доходах с физических лиц. Я не думаю, что налоговые органы начнут проверять ту информацию, которая касается 5000, 10000 руб., то есть сумм, которые физическое лицо могло заработать при любых обстоятельствах.
— В связи с контролем за расходами у органов, занимающихся регистрацией, и налоговых органов появляются дополнительные сложности. Одни должны предоставлять налоговым органам информацию, те в свою очередь — ее обрабатывать, то есть иметь дополнительные штаты, дополнительные затраты и т.д. Не вызовет ли это очередного увеличения числа чиновников в нашем и без того бюрократическом государстве?
— О слишком значительном потоке документов речь не может идти, потому что Налоговым кодексом было предусмотрено, что регистрирующие органы нам были обязаны предоставлять сведения по этому имуществу и раньше. В основном налоговому контролю подвергается покупка того имущества, которое связано с другими налогами. Например, автомобили — с налогом на транспортные средства. И в этом случае нам все равно ГИБДД обязана была сообщать нам эти данные. Если брать недвижимое имущество, то БТИ, а после нового года Министерство юстиции, были обязаны в 10-дневный срок с момента совершения такой регистрации сообщать сведения об этих сделках. Поэтому здесь идет незначительное добавление потока документов, который серьезно не повлияет на общий объем.
— Вы хотите сказать, что и раньше обрабатывали эту информацию?
— Без сомнения. К нам поступала информация о смене владельцев жилья, о регистрации автотранспортных средств, но мы не имели права контролировать, откуда у гражданина появились средства сделать эти покупки.
Сегодня мы получили один из механизмов контроля, который существует во всех развитых странах. Его сущность не только в доказательстве того, что вы фактически получили эти доходы, а в том, какие суммы вы имели возможность законно израсходовать. Физическое лицо должно подтвердить происхождение этих сумм. Эта практика лежит в основе контроля за расходами, а не за доходами.
— Какие санкции грозят регистрирующей организации за непредоставление информации о сделках и физическим лицам за непредставление специальной декларации и не подтверждение указанных в ней данных?
— Если регистрирующая организация не предоставит нам информацию по сделкам с имуществом, указанным в Налоговом кодексе, то она будет нести ответственность в размере 50 руб. за каждый непредоставленный документ. Что касается физического лица, в случае непредоставления им в установленный срок налоговой декларации и неподтверждения указанных в ней данных налоговые органы имеют право эту сумму рассматривать как доход физического лица, с которого он обязан уплатить налоги.
— В случае обнаружения налоговыми органами несоответствия между доходами и расходами и отсутствия оправдательных документов у налогоплательщика об источниках получения дополнительных средств на покупку, необходимо ли решение суда для взыскания налога с физического лица?
— Если физическое лицо не предоставило специальные декларации или у него отсутствуют доказательства об источниках доходов, налоговая инспекция составляет акт о непредоставлении или расхождении данных о доходах и расходах, начисляет платежи, вручает извещение-требование на уплату этих налогов. Если физическое лицо добровольно не уплачивает налоги, то документы передаются в суд. В соответствии с существующим законодательством, в нашей стране с физических лиц налоги взыскиваются только в судебном порядке.
— Наша налоговая история сравнительно коротка. Что можно считать под предыдущим налоговым периодом, за который налогоплательщик мог накопить средства на крупную покупку: 1 год, 5 лет, 10 лет?
— На введении такого контроля мы настаивали с 1992 г. В то время старые накопления полностью обесценились. А у нас декларирование доходов идет с 1991 г., и основная информация на физических лиц за последние 8 лет в налоговых органах осталась.
— Какие, на Ваш взгляд, проблемы могут возникнуть у физических лиц при оправдании своих законных доходов, которые могли возникнуть при продаже, например, автомобиля?
— Самая большая проблема будет у того лица, которое продало свой автомобиль по доверенности. Человек продал машину, получил деньги, а доказательства того, что он получил деньги от продажи при приобретении новой, у него не будет. Ему просто была выдана доверенность на право распоряжения имуществом, и здесь могут возникнуть проблемы.
— Человек мог делать крупные покупки несколько лет. Например, продавал автомобиль и покупал снова. Многие продажи и покупки вами не отслеживались. Как он будет декларировать это?
— Продажа автомобиля всегда оформлялась через магазин или нотариуса, где отражалась стоимость, по которой была продана машина. Человек имеет право сказать, что автомобиль продал в таком-то комиссионном магазине, в таком-то году, за такую-то стоимость. Если эти факты подтверждаются, это оправдание дохода. Что касается продажи имущества, необходимо нотариальное удостоверение. Поэтому человек всегда сможет подтвердить ту сделку, которую совершил честно. Ему в этом случае нет оснований чего-то бояться.
— Многие сделки совершались через магазины, которые сейчас просто перестали существовать. Как быть в этом случае?
— Поможет ГИБДД. А стоимость продажи можно определить по "Пульсу цен", где есть рыночная стоимость и новых, и старых автомобилей. Если физическое лицо будет говорить, что продал в 1998 г. такую-то модель за такую-то сумма, а предприятия нет и официально подтвердить это нечем, то мы, посмотрев, что машина стоит в три раза дешевле, чем он нам заявляет, будем говорить о недостоверных данных.
— Каким образом будет направляться письменное требование налогоплательщику о даче пояснений об источниках и размерах средств, использованных на покупку?
— Требование о предоставлении специальной декларации будет вручаться лично, курьером или заказным письмом с уведомлением.
— Получается, что оправдание своих доходов превращается в определенную проблему для налогоплательщика и налоговой инспекции. Для налогоплательщика — нужно,
чтобы доказать законность своих доходов, собрать достаточно большое количество документов, а налоговой инспекции — проверить их и потом в суде при обнаружении расхождения доказывать, что продекламированные доходы не оправданы физическим лицом и являются незаконными. Не возникает ли, на Ваш взгляд, тупиковой ситуации?
— Не думаю. У нас есть специальная декларация, которую налогоплательщик собственноручно заполнил и указал источники своих не учтенных в налоговой декларации доходов. К этой специальной декларации приложены документы в оправдание законности этих доходов. Таким образом, налоговая инспекция получает комплекс материалов, по которым она может судить, либо налогоплательщик включил в декларацию достоверные данные, либо не подтвердил происхождение своих доходов. Дальше уже будет суд разбираться — принимать какие-то дополнительные доходы или нет. Мы просто сверяем сведения, указанные в специальной декларации, с имеющимися у нас данными. Проверяем достоверность представленных нам оправдательных документов. Если все нормально и вопросов к налогоплательщику не возникает, мы дополнительно требовать с него ничего не будем.
— Но есть сделки, связанные с денежными средствами, которые не требуют документального оформления. Даже в соответствии с Гражданским кодексом, при заключении договора займа человек не обязан его нотариально заверять?
— Это само собой, но должна быть соблюдена простая письменная форма (расписка).
— А если, например, физическое лицо утверждает, что купил недвижимость, взяв деньги у друзей или родственников?
— В такой ситуации нужно приложить копии расписок. А мы проверим, есть ли такие люди. И если они есть, то они тут же попадут под автоматическую проверку налоговой инспекции.
— Но нюанс заключается в том, что вы-то не сможете потребовать специальную декларацию с тех лиц, которые дали займы, и проверить, откуда у них взялись такие средства?
— Здесь уже в качестве контрольного материала будет использоваться опрос, разговор с этими людьми.
— Вы сможете вызвать этого человека и спросить, откуда у него взялись деньги. А он ответит, что накопил. И на этом все может закончиться?
— Да, может и закончиться, а может и не закончиться. Налоговая история продолжается и не ограничивается одним годом или одной сделкой.
— Как Вы считаете, не превратится ли такой контроль в простую формальность?
— Не думаю. Под него подпадут где-то 20-30% физических лиц, совершивших сделки. У нас нет задачи проверить каждую из них. Когда какие-то факты будут устанавливаться, я думаю, что мы будем привлекать средства массовой информации, чтобы люди учились на чужих ошибках.
Ничего особенного с введением госконтроля не происходит. У тех налогоплательщиков, которые знают, что у них за душой "все чисто", проблем никаких не будет. n
Телефон для справок: 51-52-25.