Без помощи власти систему профессионально-технического образования не возродить. Андрей Печурин директор по персоналу и организационному развитию ОАО «Уралмашзавод» В Екатеринбурге царит самый наст
Андрей Печурин
директор по персоналу и организационному развитию ОАО «Уралмашзавод»
В Екатеринбурге царит самый настоящий кадровый голод. В 2008 г. только Уралмашзавод готов принять на работу более 700 рабочих. Но городской рынок исчерпан, нетрудоустроенные квалифицированные рабочие — крайняя редкость. А отрасли экономики, на которые работают предприятия Екатеринбурга, развиваются быстро и вкладывают огромные средства в расширение своего производства. Это черная металлургия, нефтяная и газодобывающая промышленность. Заказов у машиностроителей достаточно. Уралмашзавод, например, намерен в следующем году увеличить объем производства минимум в 1,5 раза. Но где взять людей?
Когда-то подготовкой квалифицированных рабочих кадров занимались училища и техникумы. Их выпускников заводам хватало. Сейчас на всю промышленность Екатеринбурга осталось семь профессиональных учебных заведений, где рабочих готовят по машиностроительным специальностям. Остальные училища ликвидировали, видимо, за «ненадобностью».
Можно составить длинный список рабочих специальностей, которым вообще в Екатеринбурге не учат, например металлургических (формовщик, кузнец, сталевар). Хотя на любом крупном машиностроительном предприятии есть металлургический передел.
Семь профессиональных учебных заведений для города с населением 1,5 миллиона — много или мало? В 2007 г. екатеринбургские училища выпустили 400 человек, получивших специальности, связанные с машиностроением. Разделите это число на количество металлообрабатывающих предприятий, а их в городе десятки. И что получается? А если еще учесть, что многие выпускники профессиональных училищ (лицеев, как нынче принято говорить) призываются в Вооруженные силы, источник этот, прямо скажем, совсем скудный.
Техникумы, когда-то пополнявшие ряды рабочих высокой квалификации и переименованные ныне в колледжи, выпускают теперь менеджеров, юристов и экономистов, хотя кадровые службы предприятий предпочитают специалистов с более качественной, вузовской, подготовкой.
Спасение утопающих всегда было делом рук самих утопающих. Многие предприятия возрождают сотрудничество с учебными заведениями. В частности, Уралмашзавод занимается профориентацией учеников подшефных школ, оказывает спонсорскую помощь профессиональному лицею им. Курочкина на поддержание учебно-материальной базы. И еще с этого года выплачивает стипендии в размере до 1100 руб. учащимся лицея, которые после окончания учебы собираются работать на Уралмаше, выделяет рабочие места для прохождения всех видов практики, организует стажировки на предприятии мастеров производственного обучения.
Ну и что получаем в итоге? В ПТУ № 1 (сейчас — ПЛ им. Курочкина), базовом училище Уралмашзавода, когда-то училось одновременно свыше 1000 человек по машиностроительным специальностям. Теперь число учеников сократилось до 406 человек, и далеко не все из них учатся на машиностроителей.
Мы привыкли воспринимать эту фразу как лозунг. Но в эпоху высоких технологий главный ресурс развития — люди и только люди.
Я раньше работал в Железногорске на Михайловском ГОКе. Железногорск — город небольшой, жителей в 15 раз меньше, чем в столице Урала, зато есть два учебных заведения, полностью обеспечивающих потребности производства. В этом году они выпустили 600 человек — в 1,5 раза больше, чем в Екатеринбурге!
Можно возразить: сравнение столицы Урала и Железногорска некорректно, в Железногорске, кроме ГОКа, и работать негде. Это так, но, если маленький город справился с дефицитом кадров, такая задача по силам и Екатеринбургу.
Увы, предприятия, как бы богаты они ни были, не могут включить в профориентационную работу местные СМИ и школы. В Железногорске такая практика есть — в этом заслуга «отцов города». Школы, например, обязаны устраивать «Недели рабочих профессий» с привлечением ведущих специалистов промышленных предприятий.
А что мешает в Екатеринбурге включить в школьные программы для старшеклассников обучение рабочим профессиям? База для этого есть — те же профессиональные лицеи и учебные центры промышленных предприятий.
Проблемы в сфере профессиональной подготовки не решить социальным партнерством отдельных предприятий с учебными заведениями. Необходима целенаправленная политика — в регионах и на государственном уровне.
Николай Бабкин
директор ГОУ НПО СО «Екатеринбургский профессиональный лицей им. В.М. Курочкина»:
— На самом деле ситуация с начальным профессиональным образованием (НПО) еще хуже. Пока в Екатеринбурге семь учреждений НПО, а скоро будет пять. И это не удивительно, потому что школы ориентируются на единственный показатель — количество выпускников, поступающих в вузы и колледжи.
И в связи с изменениями Федерального закона «Об образовании» и переводом школ на «подушевое» финансирование перспектив у учреждений НПО никаких. Теперь до одиннадцатого класса будут тянуть даже тех, кто мог бы получать рабочие профессии в системе НПО. Уже сейчас школы не пускают к себе наших представителей для проведения профориентационной работы.
К сожалению, ни родители, ни школьники не понимают очевидного: рабочая профессия гарантирует стабильное будущее и открывает дорогу для профессионального роста и получения следующей ступени образования.
И вопрос престижа рабочей профессии без преувеличения приобрел сейчас статус национального.
У учреждений НПО масса проблем. Некогда богатая система профтехобразования переживает не лучшие времена. Учебная база если и сохранилась, то уже не соответствует современным требованиям. И вряд ли ее можно модернизировать за счет бюджета. Профессиональная подготовка как минимум должна удовлетворять требованиям современного производства, в идеале опережать его.
Выход понятен: с помощью комплекса мер необходимо сориентировать учащихся школ, чтобы они могли осознанно выбрать будущую профессию. А это — целина, которую можно поднять только совместными усилиями органов власти, предприятий, учреждений образования, СМИ.
Алексей Шуваев
замдиректора отделения автоматической идентификации ООО НПФ «ДатаКрат»:
— К сожалению, в общественном сознании за последние 20-30 лет прочно закрепилось мнение — рабочие профессии приобретают те, у кого нет других возможностей. Престиж рабочих профессий упал. Именно этим обусловлены нынешние проблемы с кадрами. Образовательные учреждения, выживающие в условиях рыночной экономики, прежде всего выполняют социальный заказ населения, которое готово (или не готово) платить за обучение. Этим и объясняется малое количество образовательных колледжей и предлагаемых рабочих специальностей.
Предприятия могут сколько угодно спонсировать учебные места по нужным направлениям, но, если выпускники школ в них не заинтересованы, это пустая трата денег. Финансовая поддержка образования со стороны предприятий — не только вложение денег в непрофильные активы (что само по себе сомнительно), но и невозвратные инвестиции. Пока компании не займутся HR-технологиями, направленными прежде всего на повышение престижа своих профессий, ничего не изменится. У людей должно сложиться мнение о том, что работа на этом предприятии решает все жизненные проблемы обывателя. Рецептов, как это сделать, я приводить не стану — есть специалисты, более квалифицированные в таких вопросах. И только при соблюдении этого условия родители школьников понесут в образовательные учреждения деньги, а те сами озаботятся созданием учебных мест, и процесс завертится естественным образом.