Меню

За тех, кого приручили

Вести социально безответственную политику бизнесу невыгодно, – выразил общее мнение председатель правления «СКБ-банка» Михаил Ходоровский. – Разве нам нужно, чтобы градус социальной напряженности

Дело «ЮКОСа» разделило свердловское бизнес-сообщество на тех, кто понимает под социальной ответственностью полную и своевременную уплату налогов, и тех, кто предлагает «делиться» своими доходами с менее успешными в условиях рыночной экономики. На круглом столе, посвященном этой проблеме, предприниматели так и не пришли к общему мнению, каким должен быть и в какой форме осуществляться вклад бизнеса в развитие общества.

Вести социально безответственную политику бизнесу невыгодно, – выразил общее мнение председатель правления «СКБ-банка» Михаил Ходоровский. – Разве нам нужно, чтобы градус социальной напряженности рос? Да нет. Потому что это ударит и по нам. Вы вспомните 1998 г., когда перед банками выросли очереди вкладчиков. Бизнес от этого только потерял.

Однако само понятие «социальная ответственность бизнеса» каждый из участников круглого стола, прошедшего в региональном информационном центре «ТАСС-Урал», понимает по-разному. Например, бывший генеральный директор Уральского компрессорного завода Валерий Антониади видит социальные приоритеты бизнесмена в улучшении благосостояния работников своего предприятия. По его словам, это прежде всего открытая и достоверная информация о положении дел на предприятии плюс достойная зарплата. Ее размер уточнил депутат Госдумы Валерий Воротников. Он считает, что бизнесмен не может считать себя социально ответственным, если его работник получает меньше $300 в месяц. В Свердловской области средняя заработная плата, по словам губернатора Росселя, не превышает 6 тыс. руб. Получается, что, по критерию г-на Воротникова, большинство работодателей у нас – безответственные.

Исполнительный директор Союза участников потребительского рынка «Альянс» Алексей Подоляко видит социальную ответственность в полной и своевременной уплате налогов государству, и только. Выходит, что компания «ЮКОС», известная своими социальными и образовательными программами, не является социально ответственной, так как прокуратура обвиняет ее руководство в уклонении от уплаты налогов.

 

Скромность и добродетель

Большинство представителей бизнеса высказываются в пользу другого тезиса. Так, руководство компании «РЭИЛ Комплект» считает, что участие в социальном партнерстве дает реализацию своей социальной миссии, которая состоит в том, что успешный бизнес несет социальную ответственность и должен помогать или «делиться» с теми, кто оказался менее успешным в сложившихся экономических условиях. Кроме того, занимаясь благотворительностью, компании морально стимулируют своих сотрудников, что положительно влияет на корпоративные отношения, а также на отношения с партнерами по бизнесу, улучшение имиджа и репутации компании.

«РЭИЛ Комплект» стало единственным из уральских предприятий, которое решило поделиться опытом своей благотворительной деятельности, разместив информацию об оказании помощи общественной организации инвалидов Екатеринбурга в Интернете на сайте некоммерческих организаций «Территория партнерства». Вместе с «РЭИЛ Комплект» информацию о своих благотворительных программах на сайте разместили 14 иностранных компаний — и ни одной российской.

На Западе принято широко рассказывать о социальных проектах. В Екатеринбурге же подавляющее большинство компаний (82,4%) убеждено в «строгой интимности процесса оказания социальной помощи» и никогда не рассказывает о своей благотворительной деятельности. Это показало социологическое исследование «Благотворительность и социальная ответственность уральских предприятий», проведенное в 2003 г. Международным консультационным центром среди 575 коммерческих предприятий города. Зачастую компании никогда не обращаются в СМИ, чтобы сообщить о своем участии в социальных проектах.

Пресс-секретарь парфюмерно-косметического концерна «Калина» Сергей Казанцев: Привычка не просить на земле благодарности за добрые дела – в крови русского человека.
Г-н Казанцев рассказал «ДК», что руководство предприятия оказывает поддержку медицинским учреждениям для детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, выделяет деньги на оплату неотложных операций, но информация об оказании такой помощи редко выходит за пределы предприятия: Здесь занимаются благотворительностью просто потому, что считают необходимым помогать нуждающимся.

Подобный подход к благотворительности практикует большинство предпринимателей — это показало упомянутое выше социологическое исследование. В нем говорится, что в Уральском регионе благотворительность бизнеса распространена широко, но она в подавляющем большинстве случаев неофициальна и воспринимается как «вынужденный планируемый убыток», по определению исключающий какую бы то ни было выгоду. В лучшем случае – моральное удовлетворение первого лица компании.

Между тем подобная практика входит в противоречие с целями, которые компании ставят перед собой, оказывая благотворительную помощь. Для более половины (55,2%) компаний благотворительность означает поддержание своего имиджа. Очевидно, что многие из них не рассказывают о подобной деятельности не только по причине скромности.

Не все умеют подать такую информацию обществу, чтобы достигнуть необходимого положительного эффекта, улучшить имидж, но не быть воспринятым как навязчивая самореклама. Некоторые опасаются, что известность как благотворителей принесет лишнюю головную боль в виде огромного потока просителей в приемной первого лица компании.

Анна Полякова, консультант-аналитик Международного консультационного центра: На такие сомнения предпринимателей мы отвечаем, что все они необоснованны. Отсечь поток лишних просителей можно, если сразу четко оговорить критерии, по которым оказывается помощь.

Г-жа Полякова проинформировала, что 88% предпринимателей мегаполиса осуществляют социальные акции спонтанно, часто в ответ на обращения к ним за помощью граждан или организаций. Как правило, они не имеют программы благотворительной деятельности. Только 10-15% бизнес-структур Екатеринбурга заранее планируют благотворительные мероприятия и составляют их программу, специально оговаривают бюджет на эти цели. Это в основном банки, другие финансовые учреждения, страховые компании. Причем часть из них информирует общество о своих благотворительных акциях в целях политической рекламы своих руководителей – кандидатов на выборные должности в органы исполнительной или законодательной власти.

Даже из этих 10-15% «продвинутых» в вопросах благотворительности бизнес-структур Екатеринбурга лишь единицы целенаправленно используют благотворительность для улучшения имиджа своей организации.

 

Благотворительность как способ рекламы

В этом отношении Екатеринбург намного отстает от столицы, где очень многие предприниматели сознательно используют свою социальную деятельность на благо компании. Так, ряд московских бизнесменов считает, что социальные и благотворительные программы предприятия увеличивают эффективность маркетинга и продаж, делают его бренд более узнаваемым, говорится в исследовании московского фонда «Институт экономики города». В исследовании также анализируется мнение, что улучшение репутации напрямую влияет на рост основных экономических показателей предприятия.

Грамотно выстроить стратегию благотворительности предпринимателям Москвы помогают спонсоринговые компании, которые стали создаваться в столице в последние несколько лет. Екатеринбурга такая тенденция еще не коснулась.

Руководитель отдела спонсоринг-агентства «Оптимаком» Владимир Антонов недавно приезжал в Екатеринбург и выступал на семинаре «Спонсорство и благотворительность как инструмент развития бизнеса». Организаторы семинара – Уральское отделение Российской академии по связям с общественностью – пытались донести до предпринимателей Екатеринбурга мысль о необходимости более серьезно подходить к социальной деятельности и научиться извлекать из нее пользу для самих компаний.

Г-н Антонов подчеркнул в интервью «ДК», что необходимо различать понятия «спонсорство» и «благотворительность». Цели, которые преследуют спонсоры и те, кто занимается благотворительностью, абсолютно различны. Спонсорство практически всегда подразумевает конкретную материальную отдачу и является частью рекламной кампании фирмы, а благотворительность базируется на общепринятом принципе христианства – помощи ближнему. Но и спонсорство, и благотворительность равным образом способствуют укреплению имиджа компании.

Благотворительность является непременным условием существования и развития более 2/3 инвестиционных компаний, инвестиционных фондов, банков, страховых компаний, считают в спонсоринг-агентстве «Оптимаком».

В последнее время некоторые предприниматели нашего города начали разрабатывать программы благотворительности, изучать их связь с улучшением имиджа или другими целями своих компаний. Так, «СКБ-банк» оказывает помощь талантливым школьникам и студентам, при этом резервирует для них рабочие места в структуре банка. Таким образом компания решает свои кадровые вопросы и готовит смену.

После проведения семинаров и круглых столов стало поступать все больше деловых предложений от бизнесменов, желающих пересмотреть свое отношение к благотворительности, рассказала «ДК» специалист Уральского отделения РАСО Альбина Мустафина. Но очевидно, что в формировании осознанного отношения к благотворительности и использовании такой деятельности на пользу самих предпринимателей в Екатеринбурге делаются еще лишь первые шаги.

Обратная связь: dk@apress.ru