Семьи с детьми не удовлетворены жизнью. Уровень счастья родителей после рождения ребенка снижается, чему есть множество причин, от физиологических до материальных. Почему же тогда люди хотят детей?
Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук, ФГНУ «Психологический институт», рассказала «ПостНауке», почему современные люди не ощущают счастья после рождения детей, но все же хотят их иметь.
— В 2010 году два психолога, Любомирский и Боэм, провели большое исследование, которое касалось счастья родительства и мотивации человеческого поведения. Во время исследования было установлено, что появление детей, вопреки всем ожиданиям, не вызывало бурного прилива счастья у родителей, а было связано с падением удовлетворенности жизнью.
В этом редко кто признается в открытую, но исследование действительно показало такие результаты. Феномен назвали родительским парадоксом.
С одной стороны, стать родителем обычно хотят очень сильно, появление детей люди сильно связывают с ощущением наполненности и осмысленности жизни. С другой стороны, с появлением детей удовлетворенность жизнью у людей очень сильно падает.
Ученые дали два главных объяснения родительскому парадоксу: эволюционное и измерительное.
С точки зрения эволюционного подхода исследователи объясняют противоречие теми плюсами и минусами, которые возникают после рождения детей в жизни современного человека. Минусов на сегодняшний день намного больше, чем плюсов. Это снижение физического благополучия, особенно у женщины. После рождения ребенка люди долгое время не высыпаются, чувствуют усталость, вынуждены отказывать себе в каких-то радостях жизни и удовлетворении потребностей.
Кроме того, молодые родители часто становятся сильно ограничены в социальных контактах. Они перестают общаться с бездетными друзьями, так как интересы становятся разные. Падает материальное благополучие, молодые супруги не могут уделять друг другу много времени. Плюс — добавляется много тревог о будущем семьи и ребенка.
Психологи отмечают изменившиеся социальные условия, в которых растут современные дети. Сейчас молодая семья, как правило, растит ребенка одна. Раньше за ребенком ухаживали не только бабушки и дедушки, но и все члены общины, даже те, что не были родственниками. Нагрузка распределялась примерно равномерно на всех.
Да и период детства был не таким длительным, за ребенком не ухаживали так тщательно до его совершеннолетия. Ребенок не требовал такой заботы и вложений.
Измерительный подход пытается объяснить родительский парадокс иначе: несовершенством диагностических методик, при помощи которых проводят исследования.
Возможно, опросники, которые выдают родителям, чтобы определить их уровень счастья, недостаточно правильно сконструированы. Они не позволяют уловить, что же хорошего дают дети родителям. Не случайно ведь во всех культурах потеря ребенка — одно из самых трагических событий.
Понятно, что за желанием иметь детей стоит нечто большее, чем бонус в виде стакана воды в старости. Наличие ребенка не просто дарит эмоции, оно дает ощущение осмысленности жизни и цели в жизни. Это ощущение не совсем счастье, но оно более интенсивно и человечно.