Меню

Зачем «АвтоАудиоЦентр» готовит кадры для конкурентов

Помещение школы установщиков «АвтоАудиоЦентра» напоминает обычный кабинет ПТУ. Парты, доска, стол учителя. На стенах — наглядные пособия: «Магнето», «Аккумуляторная батарея», «Система зажигания», «

Когда сотрудники «АвтоАудиоЦентра» (ААЦ) начали массово уходить к конкурентам, предлагавшим более высокий заработок, в компании создали собственную школу. Ее задача — утолить кадровый голод тех, кто переманивал специалистов. Параллельно школа ААЦ готовит работников для самого центра.

Помещение школы установщиков «АвтоАудиоЦентра» напоминает обычный кабинет ПТУ. Парты, доска, стол учителя. На стенах — наглядные пособия: «Магнето», «Аккумуляторная батарея», «Система зажигания», «Полупроводниковые приборы». Учебные плакаты стопками навалены и на задних партах класса.

Преподавателя, объясняющего правила пожарной безопасности во время работ в автосалоне, слушают около 20 человек. Здесь их условно называют студентами. Слушателей на месячные курсы специалистов по установке автозвука и охранных систем, как отмечает СЕРГЕй МИШКИН, директор ААЦ, привлекает бренд компании: «Если бы подобную школу открыла любая другая тюнинг-студия, ученики бы туда не пошли. Об ААЦ слышали если не все, то многие. Похоже на хвастовство, но это факт: привлечь абитуриентов может только компания, имидж которой закрепился в сознании людей. А мы в него вкладываемся: например, устраиваем соревнования по автозвуку, наших спецов, засветившихся в телепрограмме «Алло, гараж!» люди узнают на улицах».

В школе есть лимит на число учеников — 15-20 человек. И нехватки желающих пройти обучение в ААЦ, по словам г-на Мишкина, не было ни разу.

Вступительных экзаменов нет. Принимают всех желающих. График занятий — пять дней в неделю (с понедельника по пятницу) с 17.00 до 21.00.

Через четыре недели (40 часов теории и столько же — практики) студенты сдают выпускные экзамены, по итогам которых получают сертификаты. Во вкладыше, который прилагается к этому документу, вместо оценок — квалификация. Всего их пять. Первая — самая низкая: выпускник умеет выполнять относительно простые работы (монтаж акустики в штатных местах, установка клеевых антенн и пр.). Пятая, наивысшая, означает, что специалист может выполнять эксклюзивные заказы: произвольную установку сложного оборудования, плазменных экранов, игровых приставок, динамиков и т. д.

Школа была создана в ноябре прошлого года. Сейчас в ней учится уже шестой набор студентов. Стоимость обучения — 6 тыс. руб. Эти деньги окупают затраты компании на содержание школы. Серьезной прибыли ААЦ она не приносит, однако и задачи такой перед ней не ставили, отмечает Сергей Мишкин.

Школа помогла решить проблему наставничества

До появления школы молодых сотрудников учили в процессе работы. Взять готовых специалистов было неоткуда, превращать новичков в профессионалов должна была бригада мастеров-установщиков. Контролировать процесс обучения Сергей Мишкин не мог, а бригадиры не особенно рвались налаживать взаимоотношения «старичков» с «пацанами». «Выживали в такой обстановке только очень активные ребята, — рассказывает г-н Мишкин. — Если парень сам не подойдет, не спросит по несколько раз, никто даже не почешется, ничего не объяснит. Вот и получалось, что в компании оставались не самые перспективные и талантливые, а самые бойкие и упертые».

Таким образом, наставничество не прижилось в ААЦ. Проблема, считает Сергей Мишкин, состояла в том, что сотрудники не хотели отвлекаться от своей работы (за выполнение которой им платят деньги), чтобы бесплатно объяснять неопытному работнику, как и что надо делать.

Теперь знания, необходимые для эффективной работы, потенциальные сотрудники ААЦ получают от тех мастеров, которых удалось увлечь преподавательской работой. Установке аудиосистем студентов учит абсолютный чемпион России по автозвуку АНДРЕЙ ВОЛКОВ, а монтаж охранных систем преподает АНДРЕЙ КАрмЫШЕВ — сотрудник ААЦ с четырехлетним стажем. Преподавательская деятельность — их основная функция в ААЦ. Помимо обучения студентов, они повышают уровень квалификации штатных сотрудников. За свою работу преподаватели получают около 25 тыс. руб. в месяц.

Практические работы учащихся — выполнение реальных заказов клиентов «АвтоАудиоЦентра». Студенты школы формируют отдельную бригаду установщиков, которая выполняет несложную работу: устанавливает клеевые антенны, монтирует аудиотехнику в штатные места. Когда речь заходит о более сложных заказах, за дело берутся опытные специалисты ААЦ.

Как подчеркивает Сергей Мишкин, работа над этими заказами помогает студентам определиться: стать штатными сотрудниками ААЦ либо уйти в свободное плавание. Из всего потока в компании остаются три-четыре человека. Это те, кто соответствует двум главным критериям: у них есть желание работать в ААЦ, а руководство центра видит в них перспективных сотрудников.

По сути, подбором кадров занимаются преподаватели школы. Они находятся рядом со студентами все время их обучения, могут отследить успехи каждого в теории и практике. Они же принимают выпускные экзамены, итоги которых — основной критерий отбора новоиспеченных установщиков звука и охранных систем в ААЦ.

Школа готовит работников для конкурентов

Еще 11-17 студентов, покидающих ААЦ после сдачи экзаменов, Сергей Мишкин разделяет на две приблизительно равные группы. «Первая — ребята, которые учились для себя, — говорит г-н Мишкин. — Автомобили — это их увлечение. Хобби. Для них лучший способ провести выходные — копаться в гараже, самостоятельно совершенствуя внешний вид и начинку собственного авто. Вторая группа — потенциальные или нынешние работники других тюнинг-студий и автосалонов».

Выучить специалистов для конкурентов в ААЦ взялись для того, чтобы к тем не уходили сотрудники центра. Сергей Мишкин: «Раньше те же автосалоны занимались только продажей автомобилей и минимальным сервисом. Но сейчас они уже четко стали понимать, что установка дополнительного оборудования приносит неплохой доход. Им интересно развивать это направление. А где взять специалистов? Переманить у нас, предложив более высокую заработную плату».

Теперь многие автосалоны, говорит г-н Мишкин, уже при открытии набирают штат работников для установки акустики и охранных систем. На свободном рынке труда таких специалистов практически нет. И учить их самостоятельно автосалоны, не имеющие опыта подобной работы, тоже не могут.

Как утверждает Сергей Мишкин, у ААЦ сотрудников переманивали всегда. Но прошедшим летом эта проблема обост­рилась. Тогда число увольнений из «АвтоАудиоЦентра» доходило до одного-двух в месяц. «Ситуация не была критической, — добавляет г-н Мишкин, — работа из-за оттока кадров не остановилась. Но тогда мы четко осознали проблему и стали думать, как ее решать, пока она не переросла в катастрофу».

Увольнение опытных специалистов влекло за собой денежные потери для компании. Каждый такой сотрудник, по словам Сергея Мишкина, приносит центру 15-20 тыс. руб. чистой прибыли в месяц. Когда работник уходил, на его место брали нередко неопытного специалиста. Работать на должном уровне он начинал только через 8-12 месяцев и все это время приносил компании денег на 40-50% меньше, чем профессионал. «И мы не были застрахованы, что и он не уйдет сразу после того, как получит все необходимые навыки», — добавляет г-н Мишкин.

В гонку зарплат ААЦ включаться не стал. Сергей Мишкин считает, что больше, чем в его центре, специалист вряд ли может зарабатывать. Проблема ААЦ, уверен он, состояла не в том, что работникам платили мало, а в том, что не было четкой и очевидной для каждого сотрудника схемы оплаты труда: «Установщики не понимали, почему один работник бригады получает больше, чем остальные. Не было критерия определения суммы зарплаты».

Ситуацию исправили, внедрив внутри организации ту же систему квалификаций, по которой оценивают выпускников школы. Сергей Мишкин: «Теперь каждый знает: сосед получает больше, потому что у него квалификация выше. Любой сотрудник, который считает, что он достоин большей зарплаты, может, так же как и студенты школы, пойти и сдать экзамены — теорию и практику. Сдал успешно — получил, скажем, вместо второй третью квалификацию. Зарплата выросла. Всем все понятно».

А сама школа стала дополнительным способом снижения статистики увольнений — кузницей кадров для конкурентов. Того, что от бывших студентов они узнают секреты работы «АвтоАудиоЦентра», Сергей Мишкин не боится. За время учебы им дают только базовые знания. Воспитать профессионалов, готовых выполнять эксклюзивные заказы, по словам г-на Мишкина, школа не может: «Профессионализм приходит только с солидным опытом работы. А в нашей школе студенты получают все базовые знания и навыки, необходимые для того, чтобы потом эффективно этот опыт наращивать».

Выпускники, утверждает он, даже лучше подходят под задачи конкурентов, чем опытные работники центра. Специалисты, способные устанавливать любое оборудование в автомобили любой марки, конкурентам ААЦ не нужны — в основном в автосалонах требуется знание конкретных брендов и моделей, убежден г-н Мишкин. А выпускник школы, владеющий базой, может легко адаптироваться под конкретный вид работы и будет на высоком уровне делать то, что от него требует конкретный работодатель.

После того как школа появилась, количество увольняющихся сократилось примерно вдвое (уходит один человек в два-три месяца).

Следующий шаг, по словам Сергея Мишкина, — обучение сотрудников других компаний по индивидуальной программе. Он отметил, что сейчас ААЦ ведет переговоры с автомобильными центрами и студиями тюнинга. В рамках школы г-н Мишкин планирует повышать квалификацию специалистов, ориентируясь на требования конкретного работодателя.

 

досье
Что такое ААЦ
Год основания: 1996.
Направления деятельности:
оптовая и розничная продажа авто­аудиоаппаратуры;
установка автомобильной аудио-, видеотехники, систем охраны и дополнительного оборудования;
тонирование, тюнинг салона автомобиля, наружный тюнинг, чип-тюнинг двигателя.
Официальный организатор автозвуковых соревнований в Урало-Сибирском регионе.
Сотрудничает с федеральным телеканалом ТНТ в рамках проекта «Алло, гараж!».
Офисы: 2 установочных центра (Екатеринбург, Пермь), магазин розничной торговли (Екатеринбург), оптовый склад (Екатеринбург).
Источник: www.aac.ur.ru, dk.ru

цифры
Система обучения в школе установщиков в цифрах

15-20 студентов (принимаются без вступительных экзаменов).
6 тысяч рублей — вступительный единовременный взнос.
40 часов теории,
40 часов практики — месячный курс обучения.
от 1 до 5 квалификации присваивается выпускникам по итогам выпускных экзаменов.
3-4 выпускника остаются работать в ААЦ.
6-8 выпускников устраиваются в другие тюнинг-салоны или в автоцентры.
6-8 студентов учатся для себя.

Источник: данные компании.