В понедельник премьер-министр РФ Дмитрий Медведев открыл новый международный аэропорт, построенный в подмосковном Жуковском. На строительство аэропорта ушло в общей сложности 10 млрд рублей.
Проект будущего гражданского аэропорта «Жуковский» был задуман в 2013 году, инвестором выступил ОАО «Рампорт Аэро». Четверть акции компании принадлежит госкорпорации «Ростех», остальные 75% — литовскому холдингу Avia Solutions Group.
«Жуковский» построили на базе аэродрома Летного испытательного института им. Громова. Этот аэродром, в свою очередь, появился в 1980 году, и он способен принимать воздушные суда любого типа и любой взлетной массы. Взлетно-посадочная полоса аэродрома — более 5 тыс. метров (самая длинная в Европе). К ней пристроили терминал площадью 17 тыс. кв. м, способный пропускать ежегодно 4 млн пассажиров.
Общая стоимость проекта составила 10 млрд руб. Когда заработает второй терминал, общая пропускная способность «Жуковского» увеличится до 12 млн пассажиров.
Новый аэропорт под Москвой понадобился для того, чтобы разгрузить Шереметьево, Домодедово и Внуково: эти аэропорты были перегружены из-за выросшего на 20% пассажиропотока за последние 15 лет. Из-за сложной экономической ситуации в стране и закрытия части международных направлений три существующих московских аэропорта стали лучше справляться с загруженностью, и острая необходимость в строительстве четвертого отпала, но, тем не менее, «Жуковский» был достроен.
Предполагается, что в этом году «Жуковский» сможет обслужить 1,9 млн пассажиров. Из нового аэропорта одними из первых начнут летать самолеты киргизской авиакомпании Air Kyrgyzstan, казахской SCAT и российских грузовых авиаперевозчиков «Скай Гейтс Эйрлайнс» и «Авиастар-ТУ». О других компаниях пока не сообщается.
Эксперты считают, что вопрос цены — один из главных факторов потенциально возможного успеха «Жуковского». У нового аэропорта есть возможность предложить авиаперевозчикам конкурентные цены на фоне их общего повышения, начавшегося после отмены ФАС регулирования тарифов в московском авиационном узле.
Во всем мире периферийные аэропорты, подобные «Жуковскому», используются для базирования лоукостеров. Собственники нового аэропорта предлагали единственному российскому низкобюджетному перевозчику - авиакомпании «Победа - перейти в «Жуковский», однако гендиректор лоукостера Андрей Калмыков от предложения отказался. По его словам, для этого «Жуковский» должен предложить значительно более низкие тарифы на обслуживание и обладать хорошей транспортной доступностью. А именно она сейчас является главным недостатком нового аэропорта. До него нет прямого железнодорожного сообщения, а доехать туда на машине сложно из-за больших пробок.