«Спальни там достаточно маленькие, 6-8 кв. м, но планировка предполагает проемы в стенах — выглядит как элемент декора. На расширение квартиры работают и панорамные окна. Это можно делать и у нас».
Татьяна Деменок, президент Российской Гильдии Риелторов, глава девелоперской компании BeGrand:
— Еще лет 10-15 назад мы даже не думали, что будем строить жилье эконом-класса с полной отделкой под ключ — заезжай и живи. С местами общего пользования, которые могут быть адаптированы под колясочные, пеленальные комнаты. А сегодня это есть, и стало обычным делом. И учитывая, какой сегодня рынок — рынок покупателя, мы можем и должны идти дальше, предлагать новые фишки. Причем совсем необязательно изобретать велосипед.
Недавно я побывала в турецком Бодруме в числе участников группы российских специалистов в сфере недвижимости. «Высокой» целью этой деловой поездки было укрепление российско-турецких отношений — для этого мы встретились с мэром города и главой местной торгово-промышленной палаты (оказалось, они братья). Помимо этого, мы познакомились с главами большинства строительных компаний, которые возводят там жилье, и посмотрели проекты и стройплощадки, в том числе апартаменты стоимостью от 150 тыс. евро и виллы за 7-8 млн евро на береговой линии. Скажу так: впечатлило. И я «подсмотрела» целый ряд решений, фишек, которые можно адаптировать для наших условий и использовать в проектах.
Вообще, многое из того, что делают турки, выглядит для нас непривычно: виллы, например, дорогие и шикарные, площадью всего 100-150 квадратов — весьма скромно по нашим меркам. Спальни тоже удивительно маленькие, мы ведь привыкли к высоким потолкам в коттеджах, к огромным пространствам.
В Турции размах не тот. Видела в нескольких домах лестницы, которые выглядят ненадежно — нет перил. Спрашиваю: «А как быть, если у жильцов дети?». Отвечают: «Надо будет собственнику — перила установим». То же с лоджиями — они не огорожены, не остеклены, просто стоит решетка, весьма декоративная. И снова у меня были тревожные мысли о том, как здесь будут жить маленькие дети. Камины на виллах тоже какие-то ненастоящие — мы привыкли, чтобы камин был большой, а рядом лежали разные принадлежности, дрова. Там ничего такого нет — распространены электрокамины, если же на дровах, то скромных размеров. Часто над камином установлен телевизор — у нас же, как правило, стараются две эти «точки притяжения» развести по разным сторонам.
Непривычными показались и архитектурные элементы второго этажа в нескольких объектах — он открытый. Нет стен, просто перила, а на этаже спальня или кабинет. Но все интересно декорировано, и создается ощущение закрытого пространства. И что особенно важно: задействован каждый сантиметр. На лестницах, например, предусмотрены ниши для хранения разных вещей, а в целом все выглядит как элемент декора. В гаражах тоже много отсеков, куда можно убрать что-то ненужное в данный момент. Причем спланировать такие места стоит недорого, копейки, а в итоге житель получает комфорт, свободное пространство использует только для отдыха, а не для складирования.
В городcком жилье так же — работает каждый сантиметр. Даже в маленьких апартаментах в 60 квадратов есть бытовые комнаты — там стоит стиральная машина, сушилка, гладильная доска, устроены дополнительные ящики, где можно хранить какую-то мелочь, ненужную на сегодняшний день утварь. На лестничных маршах сделаны закуточки — тоже для хранения пожитков, у нас же там, как правило, просто пустые пространства.
Да, в некоторых проектах в России делают что-то подобное, мы, например, в подземных паркингах обустраивали кладовые. И они пользовались огромным спросом! Так почему бы не взять этот принцип за правило? Может быть, в многоквартирниках не стоит делать эти огромные шифоньеры, а грамотно задействовать выступы и ниши, делая их местами для хранения? Места общего пользования в домах совершенно точно можно использовать более оптимально!
Интересные идеи, которые можно приземлить на нашу почву, есть и в планировочных решениях. Например, вариант для небольшой квартиры, который мы увидели в апартаментном комплексе в Бодруме. Спальни там достаточно маленькие, 6-8 кв. м, но планировка предполагает проемы в стенах. Выглядит это как элемент декора и дает ощущение большого пространства.
На расширение квартиры работают и панорамные окна в гостиной, которые впускают много света и воздуха. Это все можно делать и у нас — раньше окон в пол застройщики опасались: вдруг зимой будет холодно. Но сейчас-то технологии позволяют такие решения! Также интересно, как турки «играют» с зонированием комнат. Например, спальня: сделана легкая перегородка, которая создает в помещении некий будуар, где стоит что-то вроде трельяжа, небольшой диванчик. По сути, из одного пространства получается несколько, с разным функционалом. И это я тоже взяла на вооружение.
Также можно перенести к нам решения по обустройству придомовой территории в загородных проектах. Я обратила внимание, что турки, когда строят поселки, делают разные кровли на виллах — не как у нас, когда стоит целый ряд братьев-близнецов. Это очень выигрышно смотрится. Кроме того, используется много камня — не асфальт, не бетон. Нет красного кирпича, который раздражает, нет стеновых панелей, которые напоминают времена «совка». Но при этом, нет и ничего вычурного — спокойные пастельные тона.
Много внимания уделено ландшафтной проработке участков — сделано грамотное зонирование, так что с десяток человек могут разбрестись на территории по разным закуткам и вообще не пересекаться и не мешать друг другу. Мангалов, к слову, нигде не увидела. Спрашиваю: не пользуются спросом? Говорят, при желании барбекюшницу запросто можно установить — хоть где, не обязательно делать для этого какую-то стационарную зону.
На виллах сразу сделано озеленение — конечно, там климат позволяет делать растения элементом проекта. Но, с другой стороны, наши растения, которые умеют зимовать, расцветают весной и могут радовать глаз все лето, тоже ведь существуют.
Можно привлекать ландшафтных дизайнеров, чтобы они сделали проект, и показывать его покупателям. Чтобы они увидели и поняли: участок может быть действительно полноценной частью территории, а не просто местом для мангала, качелей для детей, грядок и альпийской горки — вершины дизайнерской мысли (не в обиду будет сказано нашим дизайнерам).
Еще я для себя отметила, как сделаны террасы — они небольшие. Помню, в 1990-е годы мы проектировали дом с террасой и решили, что не стоит этого делать — все-таки зима у нас длинная, снег, холодно, наверняка терраса не будет особенно востребованной. Сейчас я понимаю: архитектор просто увлекся масштабом, сделал террасу огромной — ее действительно зимой устанешь чистить от снега, чтобы, например, выйти воздухом подышать, чаю горячего там выпить. А сделай он ее компактной, получился бы отличный архитектурный элемент. Проблема в том, что у нас все стремятся делать огромные вещи, но ведь можно создавать проекты меньшими, но более функциональными. Еще интересный момент: в Бодрумских виллах проработанная придомовая территория на порядок шире, чем у нас, и уходит в дорожку. На Урале, как правило, так делают в дорогих коттеджах, а в эконом-варианте придомовая территория заканчивается почти сразу за периметром строения — дальше земля. Но ведь можно изменить ситуацию, и это не будет слишком затратным.
Я убеждена: мы можем и должны находить новые фишки для своего взыскательного потребителя, пусть для этого придется пригласить кого-то извне, тех же турок, которые на сегодня лидируют в стройсфере. Например, привозить турецкие компании в Россию для того, чтобы они поделились своими технологиями, а может быть, и пришли на проекты. Было же время, когда турецкие компании работали в Екатеринбурге — в 1990-е гг., когда рынок рос.
Мы общались с застройщиками Бодрума, так некоторые из них не так уж сильно загружены и ищут объемы, готовы инвестировать. Если это произойдет, конкуренция станет острее, уральских игроков спровоцируют на новые идеи — чтобы мы еще активнее думали, что-то подсматривали, и, проецируя на себя наработки и модифицируя их, выводили на рынок.
Это будут новые тренды и веяния, которые продвинут качество проектов вперед. К слову, я пригласила бодрумские компании Tera İnşaat и Construction GRN в Екатеринбург на Международный форум высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia и уверена, что приглашение будет принято и представители этих фирм примут активное участие в мероприятии.
Единственное, что меня смущает: доходность у турецких игроков такая, какой у нас уже давно нет. В Бодруме разница между себестоимостью и ценой реализации составляет 100-150%. И это может стать отталкивающим от нашего рынка фактором. Но, может быть, удастся что-то сделать за счет технологий — чем быстрее строишь, тем дешевле объект. А в Бодруме игроки умудряются реализовать проекты за время с сентября по май, дальше начинается турсезон, и строить запрещено. Думаю, нужно разговаривать с турецкими коллегами на эту тему и находить точки соприкосновения в отношении характера участия или, в целом, совместных проектов. В итоге наш рынок сделает огромный рывок вперед.