Адекватных критериев оценки сайтов нет. Разработаны инструменты, позволяющие определять качество верстки, программного кода, но все это понятно только специалисту. И вряд ли появится гуру, который
премьера рубрики
«Деловой квартал» представляет новую рубрику — «Личный опыт». Сформулировали для себя правила найма подчиненных? Поняли, как лучше работает проектная группа? Поделитесь своими выводами. Нам интересен живой опыт, наблюдения управленцев-практиков. Переключитесь ненадолго с роли читателей «Делового квартала» — станьте его автором.
Ирина Соколова
В сфере веб-разработки с 1998 г.
Участвовала в создании таких компаний — веб-разработчиков, как OverSite и Jetstyle. Сейчас руководит агентством интернет-маркетинга Fanky.ru.
Впоследнее время ко мне часто обращаются за советом по выбору разработчика сайта.
Мне стало любопытно, по каким критериям человек, далекий от вебразработок, оценивает качество предлагаемых услуг. Начали анализировать сайт студии Первое, на что обратила внимание моя собеседница, — это внешний вид сайта, а также то, что на нем есть статьи, сопутствующие материалы и красиво оформленный перечень услуг разработчика. Причем она осознавала, что дизайн и прочие внешние атрибуты могли быть скопированы с других сайтов, а список услуг мог оказаться банальным «раздуванием щек». Но что меня действительно удивило — портфолио фирмы, самое, на мой взгляд, главное, она просмотрела мельком, проверила только наличие работ как факт.
Конечно, есть и более искушенные заказчики, но им все равно приходится искать обходные пути, чтобы оценить компаниюисполнителя. Ктото смотрит, работает ли вебстудия с громкими брендами, считает количество изготовленных сайтов, кто-то обзванивает клиентов вебстудий, просит рекомендации от других вебразработчиков, некоторые даже изучают рейтинги с целью выбрать компанию по ее годовому обороту или сравнивают фирмы по цене.
Многие компании сегодня объявляют тендеры на разработку сайта. Обычно к ним приходят профессиональные продавцы, никак не разработчики. Любой заказчик хочет сам составить мнение о продукте — что хорошо, а что плохо. Особенно если сайт — инструмент продаж. Задача подкованного, языкастого представителя фирмы — потакать этому желанию. И часто выходит, что бизнесмен покупает не хороший сайт, а хорошую продажу сайта.
Необходимо всегда держать в уме, что основной критерий успешности проекта — достижение поставленных целей, будь то увеличение продаж или трансляция имиджа фирмы. Но чтобы красиво расписанные цели не остались только на бумаге, важно понимать, что сайт, не удовлетворяющий некоторым критериям, в том числе и техническим, не поможет решить поставленных задач.
Оценить, как слово превращается в дело, можно лишь на примере предыдущих работ компании. Кстати, отсутствие больших брендов в портфолио может уменьшить стоимость без потери качества (это важно в том случае, если вы не покупаете статус). Итак, краткий чеклист, который позволит обычному интернетпользователю составить представление о технических показателях сайта.
Правило № 1. Проверьте копирайты. Сайт из портфолио студии должен быть разработан в действительности, а не на словах. Внизу должна стоять ссылка на сайт разработчика. Заказчик редко возражает против того, чтобы на его ресурсе был копирайт вебстудии.
Правило № 2. Обратите внимание на изображения. Оформление, конечно, субъективная вещь, зависит от вкуса. Посмотрите, как проработаны детали (оформление текста, иконки), используются ли клипарты (готовые изображения, взятые из общедоступных фотобанков). Отличить их легко — с картинок на вас смотрят явно «не наши» люди, а фасады зданий, интерьеры, пейзажи взяты «из другой жизни».
Правило № 3. Представьте себя клиентом владельца сайта. Попробуйте найти в каталоге нужный вам товар, услугу, контакты, сделать заказ. Если у вас не получилось или процедура отняла много времени, значит, и ваш потенциальный клиент запутается в сайте, сделанном этим разработчиком. Обратите внимание, что у большого товарного каталога должно быть минимум два вида навигации — древо разделов и поисковый фильтр по марке, товару, группе товаров и т. д.
Правило № 4. Проверьте, как выглядит сайт хотя бы в двух разных браузерах, например в Explorer или Mozilla, — и в том и в другом случае страницы сайта должны быть одинаковыми: картинки, надписи, текст, ссылки должны располагаться на тех же местах.
Отключите картинки и анимацию в браузере и посмотрите, как выглядит сайт без них: можно ли понять, о чем страница, видна ли навигация.
Проверьте, гармонична ли композиция при разных размерах окна, посмотрите, как ведут себя блоки дизайна — не наползают ли друг на друга, как переносится текст.
Правило № 5. Выберите из портфолио сайт, который решает нетривиальные задачи (сложный каталог, система онлайн-заказа товара, система блогов и т. д.), и протестируйте его. Качество исполнения таких задач — показатель уровня программного ядра сайта, его основы. Ядро может быть как собственной разработкой фирмы, так и готовым программным продуктом. В обоих случаях качество работы сайта зависит от квалификации программиста — настройщика системы. Если ресурс работает криво, приготовьтесь к постоянной зависимости от этого «человеческого фактора».
Правило № 6. Обратите внимание на адресную строку во внутренних разделах сайта. Вид должен быть примерно такой http://site.ru/catalog и ни в коем случае не такой http://site.ru/page=?id¬_3456. Непонятная, сложная в наборе адресная строка усложнит работу с сайтом рядовому пользователю — ему будет трудно сразу выйти на нужный документ или раздел. Косвенно это может сказаться на дальнейшем продвижении и популяризации ресурса.
Правило № 7. Проверьте CMS (Сontent Management System — система обновления информации). Попросите показать систему в действии — она должна быть понятна с лету. У современных CMS широкий набор функций — от создания новых разделов до простановки ссылок в тексте страниц. Узнайте заранее, какую информацию вы сможете менять на сайте, лучше всего, если предусмотрены функции редактирования информации прямо на сайте и предпросмотра публикуемой информации. Немаловажна и скорость загрузки.
Правило № 8. Узнайте, есть ли в системе обновления возможность редактировать заголовки страниц, метаописания, ключевые слова и названия в адресной строке. Это первый шаг к тому, чтобы ваш сайт попал на первые страницы поисковых систем. Кроме того, вам наверняка понадобится вставлять названия для картинок и файлов, расположенных на сайте, — такая возможность тоже должна быть учтена.
Правило № 9. Команду разработчиков выбирайте под себя — тех, с кем вам будет комфортно работать. Ведущих или ведомых. Без возражений исполняющих вашу волю или рождающих истину в споре. Просмотрите материалы сайта, касающиеся миссии, кредо, принципов фирмы. При встрече пусть вам расскажут о целях и задачах компании — как о себе при приеме на работу.
Сайт — не конечный продукт. Лучше всех его техническую поддержку осуществит сам разработчик. Общаться вам придется в течение всего времени существования сайта, соответственно человек, с которым вы будете контактировать, по меньшей мере не должен вас раздражать.
детали
За сложными терминами вебдизайнера скрываются простые вещи
Юзабилити — удобство использования сайта.
Хостинг — услуга по размещению вашего сайта в сети Интернет.
Контент — информационное наполнение сайта: тексты, иллюстрации, интерактивные элементы.
Релевантность — соответствие найденного документа запросу, сделанному пользователем поисковой системы.
Семантическое ядро — библиотека слов и фраз, которые наиболее точно характеризуют и отражают вид вашей деятельности либо товара/услуги.
Ключевые слова (метатэг-keywords) — слова, по которым поисковый сервер ищет соответствие заданному критерию поиска.