эксперты Владимир Анаскин директор компании «Эр Стайл Урал» Андрей Антипинский директор екатеринбургского представительства компании «Открытые технологии» Александр Дерягин главный инженер компа
эксперты
Владимир Анаскин
директор компании «Эр Стайл Урал»
Андрей Антипинский
директор екатеринбургского представительства компании «Открытые технологии»
Александр Дерягин
главный инженер компании «Скайнет»
Игорь Дубровкин
директор по развитию бизнеса и маркетингу дистрибьюторской компании «OCS-Екатеринбург»
Дмитрий Калаев
заместитель генерального директора компании NAUMEN
Дмитрий Кондратьев
директор компании «Ю-Ти-Ай»
Геннадий Чернавцев
директор уральского филиала компании «Ростелеком»
вопросы
Откуда берутся новые рынки в сфере информационных технологий
Кто формирует спрос на управленческий софт
Как развивается конкуренция среди интернет-операторов
Заказчики требуют интеллектуальных решений
До 2005 г. рынок информационных технологий прочно ассоциировался с поставками компьютеров, серверов и прочей сложной цифровой техники. Соответственно, и компании год за годом наращивали парк вычислительных машин, пока не наступил этап насыщения. Сейчас уже сложно найти предприятие, не обеспеченное компьютерами. «Инфраструктура на уровне «железа» (компьютеры, сети) уже во многих организациях сформирована. «Железная» часть рынка информационных технологий значительно проще, чем внедрение бизнес-решений, поэтому на этом рынке предложить товар могут больше поставщиков. Эти два фактора вызывают снижение маржи на «железе» и влияют на то, что немало как региональных фирм, так и системных интеграторов российского масштаба активно развивают направления внедрения информационных систем и бизнес-консультирования», — уверен Дмитрий Калаев, заместитель генерального директора компании NAUMEN. Поэтому сами поставки простой компьютерной техники уже малоинтересны ИТ-фирмам. Даже в сфере дистрибуции растет роль консалтинга. «На первом месте, конечно, качество логистики. Важным фактором становятся консультации и техническая поддержка», — утверждает Игорь Дубровкин, директор по развитию бизнеса и маркетингу дистрибьюторской компании «OCS-Екатеринбург». Маржинальность коробочных поставок постоянно падает, растет конкуренция как со стороны местных, так и московских фирм. По словам директора компании «Ю-Ти-Ай» Дмитрия Кондратьева, в среднем рентабельность падает на 1% в год. Владимир Анаскин, директор компании «Эр Стайл Урал» (федеральный холдинг R-Style): «Если раньше маржа составляла 12-18%, то сейчас она опустилась до 6-10%, и это не предел». Отчасти это обусловлено ростом конкуренции на рынке. Год назад, когда в городе появились представительства сразу нескольких крупных интеграторов, их менеджеры не скрывали своей уверенности в победе над местными компьютерными компаниями. Спустя год энтузиазма сильно поубавилось. Андрей Антипинский, директор екатеринбургского представительства компании «Открытые технологии»: «Маржинальность падает чрезмерно. Недавно у нас один из местных интеграторов выиграл тендер на 2% прибыли». Уральские предприятия оказывают москвичам заметное сопротивление. Андрей Антипинский рассказывает, что в одном из конкурсов по поставке системы хранения данных за $1 млн участвовало 4 местных компании. Фактически единственное преимущество федералов перед уральцами — возможность пригласить из столицы уникальных специалистов. И в этом же их основной минус — специалисты из центра стоят очень дорого. Вот почему филиалы московских компаний начинают обзаводиться на местах полноценными офисами, а не только представителями, передающими заказы в столицу. В ближайшее время экспансия москвичей продолжится. Готовится к запуску филиал компании «Техносерв» (уже назначен директор, им стал бывший сотрудник компании «АСП» Вячеслав Кульков), в первом полугодии 2006 г. появится представительство международной консалтинговой компании Columbus IT Partner, планирует открыть офис и один из ведущих дистрибьюторов — компания Verysell.
Аналитики сходятся во мнении, что не стоит ожидать роста спроса на «железо» и по чисто техническим причинам. Современные технологии позволяют использовать даже самые старые машины в терминальном режиме, когда вся нагрузка ложится на центральный сервер, а персональные компьютеры служат лишь средством отображения. Тем более что за последние годы огромное количество программных продуктов для бизнеса перешли на клиентсерверную технологию, при которой прогресс не влечет роста требований к вычислительной мощности персоналок.
Выход и для поставщиков, и для заказчиков — перейти на услуги, требующие серьезного консалтинга, внедрение сложных информационных систем. В 2005 г. отмечался рост спроса на системы информационной безопасности, системы управления компьютерными ресурсами, решения на «тонких клиентах». Все это следствия одного процесса — насыщения уральских предприятий компьютерами и смены курса экстенсивного развития на интенсивное. Теперь требуется обеспечить бесперебойную работу инфраструктуры, ее безопасность и экономичность. «Появляется понимание, что информационная система — это инструмент и его можно использовать в разных целях. Но неправильное или неумелое обращение не только не дает эффекта, но и, наоборот, способствует ухудшению качества бизнеса. Соответственно, возрастает роль компании — внедренца ИТ-решения и значительно более важно не имя решения, на котором будет выполняться проект, а опыт успешных проектов», — резюмирует Дмитрий Калаев.
Повышается спрос на сложные управленческие системы
Один из главных моментов уходящего года — повышение спроса на управленческие системы, причем всех видов и типов. Начиная от сложных и тяжелых ERP-систем (комплексных систем управления предприятием) отечественного и западного производства и заканчивая системами на базе 1С. Во многих секторах экономики растет конкуренция, и компании ищут новые конкурентные преимущества, в том числе и в автоматизации рабочих процессов. В прошедшем году предприятия активно интересовались не только собственно управлением бизнесом, но и смежными программными продуктами — CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), системами управления складами, управленческими программами для ритейла, системами управления документооборотом. Это вызвало появление новых внедренческих подразделений у интеграторов, расширение портфеля предлагаемых решений. Причем общая для всех видов программных продуктов тенденция — ими интересуются компании со все меньшим числом сотрудников. Уже не редкость, когда даже малый бизнес проявляет интерес к системам электронного документооборота и ERP-системам. Поставщики программных продуктов отреагировали на это рядом маркетинговых инициатив. «Галактика», SAP выпускают специальные версии своих тяжелых ERP-систем для малого и среднего бизнеса. В Екатеринбурге уже появилась компания, поставляющая решения SAP для малого бизнеса SAP Business One — «АБ Консалт», а в 2006 г. этой системой в Екатеринбурге планирует заняться Softline. Это показательно: программы немецкого гиганта стоят дороже, а если компании видят их перспективу на рынке, значит, сам рынок меняется.
Многие предприятия используют интеграционные решения, объединяющие все информационные системы предприятия в одно целое. Такой проект дает старым системам новую жизнь. В любой крупной организации существует набор разнородных систем с совершенно разными целями и масштабами, например: бухгалтерия и складской учет от 1С, CRM-система от Siebel, «самописный» учет персонала и пр. Дмитрий Калаев: «Все эти системы необходимо увязать в рамках бизнес-процессов и единого информационного поля — для актуализации сведений в системах. Для сквозных процессов требуется изменение информации во всех этих продуктах. Такая задача — головная боль для любого ИТ-специалиста. И очень востребованы оказываются системы автоматизации бизнес-процессов, так называемые BPM (business process management), которые могут не только описать процесс, но и в едином интерфейсе показать все данные, собранные из разнородных систем».
Спрос на управленческие программы растет и в госсекторе. Муниципалитеты, министерства и ведомства активно потребляют не просто системы документооборота, а даже продукты от 1С, особенно после того, как у бюджетников изменились формы отчетности. Франчайзи 1С отмечают большой рост числа заказов от бюджетных организаций.
В свою очередь, увеличение количества внедрений управленческих программ изменяет потребности в компьютерном «железе». «Растет спрос на брендованную технику. Теперь предприятиям нужен не просто сервер, а хороший сервер, необходимы системы хранения данных с дисковыми подсистемами, резервированием, возможностями для роста и апгрейда», — подчеркивает Дмитрий Кондратьев.
Растет потребность
в качественных каналах связи
Повышение информатизации уральских компаний диктует увеличение потребности в каналах связи. «Темпы роста интернет-трафика остаются высокими. В 2006 г. в Екатеринбурге ждем 2-3-кратного увеличения, — говорит Геннадий Чернавцев, директор уральского филиала компании «Ростелеком».
Развитие рынка сопровождается и первыми шагами по пути консолидации. В начале года слились компании «Интэк» и «УралВЭС». Среди интернет-провайдеров выделились лидеры, способные предоставлять весь перечень услуг на стабильно высоком уровне. Одновременно ужесточается конкуренция во всех сферах. Особенно это заметно на рынке предоставления доступа частным лицам. На карте города почти не осталось «белых пятен», куда бы не дотянулся какой-нибудь оператор, а в центральных районах на один дом может приходиться 3-4 провайдера, многие предприятия обзавелись хорошей инфраструктурой на оптических каналах. У нескольких компаний протяженность волоконно-оптических линий связи существенно превышает 100 км. Все шире используется практика переподключения частных клиентов. «И это притом, — отмечает главный инженер компании «Скайнет» Александр Дерягин, — что рынок заполнен только на 20%».
Весь год рынок массового доступа в Интернет по технологии ADSL (предоставление высокоскоростного Интернета по телефонным линиям) ждал появления «Уралсвязьинформа». Но тарифы, предложенные монополистом уральского масштаба, не вызвали революции. Это уже вторая попытка гиганта войти на рынок. Прошлой осенью дочернее предприятие УСИ — «Уралком» — уже стремилось закрепиться на екатеринбургском рынке ADSL-технологии, но это намерение успехом не увенчалось, и весной «дочку» присоединили к материнской компании. Сейчас «Уралсвязьинформ» не испытывает никаких существенных технических сложностей с запуском массового ADSL. Все упирается в разработку маркетинговой стратегии. Хотя, по мнению Александра Дерягина, у УСИ хватит ресурсов, чтобы за 3 месяца изменить расстановку игроков на рынке.
Нет сомнения, что 2006 г. для телекоммуникационных компаний пройдет под знаком активного развития новых решений интернет-доступа, в том числе предоставления услуг на базе беспроводных технологий, интенсивного использования телефонных линий.