Меню

Закон против? Я не согласен

Вряд ли кто поспорит, что год от года ситуация в жилищно-коммунальной сфере ухудшается – так же, как мало кто сомневается в коррумпированности управляющих компаний и ТСЖ.

Аварии на водопроводе и электросетях происходят все чаще. Власти объясняют, что сети изношены, а денег на ремонт нет, при этом тарифы на ЖКХ продолжают расти: 1 июля было очередное повышение. Непонятные схемы пересчета платежей за дни опрессовок – тоже привычное дело. При этом все хотят платить за ресурсы ровно столько, насколько они используются, и контролировать потребление.

Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что сбор и обработка информации о потребляемых в системе ЖКХ ресурсах до сих пор корректно не налажены. Нет наглядной информационной системы, где сведения консолидировались бы и выдавались в виде статистических графиков – потребителям, поставщикам ресурсов и представителям власти.

Как житель Екатеринбурга, я тоже сталкиваюсь с проблемами ЖКХ. Годами мне досаждали летние опрессовки. Я установил в квартире водонагреватель, пошел на дополнительный расход электроэнергии. В итоге от отключения горячей воды больше не страдаю, но плачу за это двойную цену. Другой пример: каждую зиму батареи в моей квартире дают чрезмерное количество тепла, и я вынужден их отключать. Но, тем не менее, я плачу за отопление в полном объеме, исходя из площади жилья. А установить прибор регистрации и учета тепла не могу. Оказывается, есть закон, запрещающий установку таких приборов в домах, где система отопления устроена по принципу вертикальной разводки! А «правильная» горизонтальная разводка стала применяться в строительстве только 10-15 лет назад. Примерно прикинем: жильцы 70-80% жилого фонда города не могут платить меньше за тепло, так как не вправе установить теплосчетчики. Техническая возможность установки есть, но закон против. Это нормально? Не знаю, как другие, а я с таким положением вещей не согласен.

Нет воли на государственном уровне: не только отменить дурацкий норматив, запрещающий ставить теплосчетчики, но и централизовать и оцифровать систему учета в ЖКХ. Решить проблему можно – технологии доступны на рынке. Комплексный переход к сбору цифровых данных мог бы занять некоторое время: установить приборы в квартирах, организовать домовые и районные сети, запустить муниципальные и региональные центры обработки данных, создать общефедеральный ЦОД… Создать единую для страны сеть контроля и учета ЖКУ - она позволит расходовать ресурсы более эффективно и экономно.

Причем в качестве базы - использовать сети интернет-провайдеров. Уже давно через один провод пользователь получает не только выход в Сеть, но и телефонную связь, и кабельное ТВ. Почему бы не привязать сюда и приборы учета? А если в этот провод подключить еще и аварийные и охранные системы, а контроль потребления ресурсов доверить специальной компьютерной системе, то это уже подводит нас к концепции «умного дома»...

Сегодня «умный дом» в обывательском понимании – это жилье, в котором действуют интеллектуальные системы управления, способное передавать информацию (например, о состоянии коммунальных сетей) через интернет. Пока такие разработки мало распространены: это дорого. Неужели государству неинтересно вложиться в цифровую инфраструктуру жилья? Это позволило бы уменьшить стоимость «умного дома» в разы. Простой аналог: в екатеринбургском микрорайоне «Академический» государство оплатило коммунальную инфраструктуру, и в результате стоимость квадратного метра оказалась ниже рыночной. Если бюджетные деньги придут в создание сетей контроля и учета ЖКУ, то технологии «умного дома» станут доступны для большинства жителей России. В отдаленном будущем это позволит отказаться даже от таких институтов, как управляющие компании и ТСЖ.

Наши данные и так уже оцифрованы – мы получаем электронные госуслуги, пользуемся интернет-банком, да и сами выкладываем сведения о себе в блогах и соцсетях. Вопрос тут в конечной пользе для потребителей. А видеть реальное соотношение цена-качество в ЖКХ люди уже научились.

Колонка написана специально для «Делового квартала»