Меню

Законы эффективности финансового рынка

В 2011 году вступили в силу сразу несколько федеральных законов, принятия которых так ожидало финансовое сообщество.


Итогом новаций стало устранение пробелов в правовом регулировании финансовых рынков и перераспределение полномочий между органами власти. Последняя ревизия связана с инициативами Правительства РФ.


Во-первых, произошла централизация регулирования финансовых рынков путем присоединения Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России). Это действие было оформлено росчерком пера Президента РФ. ФСФР России теперь осуществляет надзор как в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и страховщиков, включая лицензирование деятельности указанных организаций. При реорганизации ведомств было сломано немало копий, но можно констатировать, что консолидация специализированных органов исполнительной власти пойдет на пользу финансовому рынку и будет способствовать унификации «правил игры» для всех.


Во-вторых, Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации…» стал первым шагом на пути к регулированию инсайдерской деятельности: установлены основные понятия, определены цели и сфера регулирования, а также формы ответственности за нарушение законодательства об инсайдерской информации. Этот блок норм вступает в силу с отсрочкой (от года до трех лет). Формулировки перечня сотрудников, которых можно отнести к инсайдерам, установлены максимально широко, что вызывает трудности у лиц, отнесенных к сфере действия данного закона. На практике это приводит к тому, что организации зачастую предоставляют в ФСФР России едва ли не полный список работников, в том числе тех, которые не имеют никакого доступа к инсайдерской информации. Эффективность закона будет зависеть от принятия подзаконных нормативных актов, где будут детализированы абстрактные положения закона. Один из таких важных супплементарных документов уже принят – это перечень информации, относящейся к инсайдерской информации, утвержденный ФСФР России.


В третьих, ужесточается действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» путем введения административной ответственности за несоблюдение закона и установления соответствия правил внутреннего контроля банков требованиям Банка России, которые ранее обладали лишь рекомендательным характером.  


Теперь рассмотрим те документы, которые вступят в силу в ближайшее время. В 2012 году Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» вновь будет повышена минимальная величина капитала для кредитных учреждений (с 90 до 180 млн руб.), что должно привести к укрупнению банковского сектора за счет сокращения числа небольших банков. Далее ФСФР России подготовила проект приказа о снятии ограничений на размещение ценных бумаг российских компаний за рубежом. Исключения лишь будут действовать в отношений предприятий из стратегических отраслей. В настоящее время отечественным компаниям разрешено размещать за границей в форме депозитарных расписок не более 25% уставного капитала. Предполагается, что либерализация увеличит спрос на ценные бумаги российских эмитентов. Впрочем, пока местные компании (включая сотового ритейлера Евросеть и алюминиевого гиганта Русал), работающие исключительно в нашей стране, предпочитают размещаться не в России, а целиком за рубежом, используя специальные иностранные структуры, которым и принадлежат российские активы. Плюсы размещения заграницей: более широкий круг инвесторов, хорошая ликвидность и оперативная возможность перевода бизнеса на международный масштаб.


Совершенствование законодательства в сфере банковской деятельности и финансовых рынков не может не его радовать участников. В то же время для эффективной реализации амбициозной цели превращения нашей страны в один из мировых финансовых центров не следует останавливаться на достигнутом, а продолжать двигаться вперед.