Без претензий на мировой масштаб российскому бизнесу не выжить. Конкурентное давление на российский бизнес еще до вступления в ВТО принимает фронтальный характер. Но подавляющее большинство отечест
эксперт, управляющий ГК «Институт Тренинга-АРБ Про»
Конкурентное давление на российский бизнес еще до вступления в ВТО принимает фронтальный характер. Но подавляющее большинство отечественных предпринимателей упорно не хотят этого замечать. Они крайне невнимательно относятся к информации. Только лобовое столкновение с изменениями реальности заставляет их анализировать, что же происходит вокруг. И то, как правило, этот анализ не выходит за рамки конкретной произошедшей «аварии». При таком подходе у российского бизнеса мало шансов выжить.
Почти синхронный заход в Екатеринбург трех транснациональных корпораций (IKEA, Metro, Auchan) заставил всполошиться представителей ритейла. Иностранцы уводят лучшие ресурсы — земельные участки, людей. И ничего удивительного — белый кусок хлеба с салом всегда выигрывает у патриотизма. Однако мало замеченным осталось появление других транснациональных компаний, хотя уверен, что десятки из них уже пришли в Екатеринбург. А ведь существующий уровень активности иностранных фирм — это даже не репетиция того, что произойдет после вступления в ВТО. Достаточно посмотреть на опыт стран Восточной Европы, где практически уничтожен национальный бизнес. Потенциально иностранный капитал может за год необратимо переструктурировать российскую экономику. Потому что не в состоянии чемпион детского сада на равных противостоять Тайсону. Возьмем такой пример: производительность труда в «ЛУКОЙЛ» в два раза меньше, чем у Mobil, при этом зарплаты на столько же выше. И это лидер российского рынка, имеющий опыт выхода на IPO и филиалы за рубежом! А может крупная екатеринбургская компания выдержать сравнение со средней европейской, американской или китайской по уровню внутренних процессов, маркетингу и т. д.? И что уникального она способна предложить против методичного, высокоорганизованного пресса, имеющего опыт куда более крупных поглощений? И уж если российским корпорациям нечего противопоставить, то шансы малого и среднего бизнеса в этом случае стремятся к нулю.
Суть дела
Большинство бизнесменов начинают выстраивать линию обороны, когда неприятности уже произошли. Это не особенности менталитета, а показатель того, что в России пока не слишком высокое давление конкурентной среды. Поэтому предприниматели еще могут без критического ущерба для дела позволить себе управлять реактивно. И даже те, кто пытается заранее просчитывать развитие ситуации, возможные риски и необходимые маневры, крайне редко смотрят шире своей территории. Глобализация для них остается условным понятием.
Мы уже проиграли?
Гдето — да. И вероятно, необратимо. В качестве примера можно привести рынок автокомпонентов: когда пришли иностранцы, российские поставщики не успели выйти на первый уровень и теперь уже вряд ли смогут отвоевать там себе место. Хотя в мировой практике есть немало случаев, когда новички в короткие сроки отвоевывали хорошую долю рынка, причем у лидеров. Так, российская компания UNIWAY Managеment своим вермутом DELASY потеснила с полок марку «Мартини». Но такой прорыв требует тщательной подготовки. UNIWAY Managеment, буквально как свиную тушу, препарировал знаменитый напиток, нашел все слабые точки и ударил по ним своим продуктом, лишенным этих минусов.
Пять простых советов
2. Заимствуйте идеи везде, где можно (подчеркиваю — где можно, потому что прямое нарушение авторских и других прав неперспективно со всех сторон). Особое внимание обратите на азиатский рынок: именно там сейчас чаще всего производители выстреливают нестандартными продуктами, новыми товарными группами. Работайте с информацией, упреждайте изменения!
3. Патентуйте свои изобретения и фиксируйте авторские права на интеллектуальную собственность.
4. Ищите свободные бизнеспространства. Самое перспективное сегодня — выходить и занимать даже не стыки ниш, а стыки стыков ниш. Там ваши пути еще долго не пересекутся с интересами транснациональных компаний.
5. Выстраивайте четкую кадровую политику в полном объеме: привлекайте молодые кадры, проводите подготовку, учитывая перспективы менеджмента среднего звена, мотивируйте топов. И департамент персонала численностью полтора человека тут вам не помощник. Руководство «Дженерал электрик» за год инвестирует около 1800 часов своего (!) рабочего времени в образовательные программы для сотрудников. Если вы проиграете борьбу за персонал, то все — остальное вам, скорее всего, уже не понадобится.
генеральный директор компании «Альтернативные топливные технологии»:
— Согласен, без претензий на мировой масштаб российскому бизнесу не выжить. Без амбиций быть лучшим самому маленькому магазинчику, предприятию, индивидуальному предпринимателю не стать лидером даже в своем микрорайоне. Вообще, история не знает примеров, когда в лидеры выходили те, кто не пытался завоевать весь мир. А вот обратных — более чем достаточно, начиная с Ост-Индской компании. Так что это тенденции не только сегодняшние — они будут все более актуальны по мере развития глобализации.
А чтобы мировые амбиции могли быть осуществлены, мало знать, что там у конкурентов или соседей творится, нужно, как сказал г-н Макшанов, препарировать, как свиную тушу, мировую экономику, изучая ее с разных сторон и в развитии. Чужой опыт — это еще и другой взгляд на свой бизнес. И чем он разностороннее и шире, тем выше шансы на успех. Для представителей малого бизнеса это даже важнее: чем меньше твои материальные ресурсы, тем больше ты должен опираться на интеллектуальные.
Ну и, конечно, необходимо искать чужие слабости, свободные ниши, территории и быстро реагировать. Мы сейчас со своим оборудованием для переработки отходов лесопромышленного комплекса вышли на рынки Украины, Белоруссии, есть планы по другим странам Восточной Европы. Если мы сегодня не займем эти территории, то завтра туда придут производители из Германии, например, а послезавтра они начнут теснить нас уже и в России. Кстати, та же Германия нас к себе не пускает. Пробовали — убедились. Но даже этот не очень удачный опыт не заставит меня отказаться от планов создать транснациональную компанию. Дайте время!
Людмила Скворцова
председатель правления Уралприватбанка:
— Посещая семинары Сергея Макшанова, я вижу: в зале не бывает пустых мест. Уже одно это противоречит его тезису, будто российские предприниматели высокомерно относятся к информации.
Что касается глобальной конкуренции, то, по моему мнению, она еще достаточно долго не будет носить всеобщего характера, а ограничится борьбой за зоны влияния на уровне крупных предприятий, корпораций. Остальной бизнес еще долго будет в стороне от нее. Я, например, не боюсь иностранных банков: наша ниша — это малый и средний бизнес, который в меньшей степени интересует крупные финансовые структуры. Они приходят сюда, чтобы размещать большие денежные средства в такие проекты, которые мне пока не под силу ни при каких условиях. Поэтому Уралприватбанк им не конкурент. И они для нас тоже: зарубежные финансовые структуры воспринимают малый бизнес, индивидуальных предпринимателей с объемом заимствования от 100 тыс. руб. как «мелочевку». И в этой нише мы можем развиваться и расширяться. Посмотрите, даже российские крупные банки практически не представлены в городах области, а мы готовы туда идти и открывать там филиалы. Мы можем предложить то, что там ждут, ведь нам понятны условия и особенности провинции.
Вопросы глобальной конкуренции встанут для нас очень серьезно, когда мы начнем осуществлять свои планы по выходу на федеральный уровень. А такие амбиции у нас тоже есть.